Конспект урока по географии «Почвы и почвенные ресурсы» 8 класс
— 3 —
МАОУ «Чердынская вечерняя ОШ»
Учитель: Микова Н. И.
Класс: 8
Тема «Почвы и почвенные ресурсы»
Цели и задачи урока:
Сформировать понятия о почвенных ресурсах и их отличии от земельных, о причинах разрушения почв и роли мелиорации;
Развивать у учащихся умения делать выводы и сжато излагать прочитанный материал, выделять главное; потребность в творческой деятельности, самоактуализации через различные виды работы; развивать аналитическое мышление, речь, любознательность;
Развивать ценностное отношение
Оборудование: географические атласы, мультимедиа.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент — 1 минута
— Проверка готовности класса к уроку.
3. Тест — 20 минут
Учащиеся выполняют тест. Оценивается задание по количеству правильных ответов. За каждый правильный ответ — 1 балл.
1. Основатель науки о почвах: а) М. В. Ломоносов; б) В. В. Докучаев; в) В. А. Обручев.
2. Какие почвы называют тяжелыми? а) песчаные; б) глинистые; в) суглинистые.
3. В сухие периоды года влага в почве движется: а) снизу вверх; б) сверху вниз.
4. Почвенная карта дает информацию: а) о распространении
5. Найдите соответствие типа почв природной зоне:
1) тундра а) подзолистые;
2) тайга б) каштановые;
3) степь в) тундрово-глеевые.
6. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?
А) Россия имеет равнинный рельеф; б) На территории преобладает горный рельеф; в) Россия вытянута с севера на юг.
7. Самым верхним горизонтом почвы является: а) гумусовый; б) вымывания; в) вмывания.
8. Поставщиком основной массы органического вещества в почву служит: а) растения; б) насекомые; в) млекопитающие.
9. Распределите почвы по мере уменьшения мощности гумусового горизонта: а) серые лесные; б) тундрово-глеевые; в) дерново-подзолистые.
Ответы: 1-б, 2-б, 3- а, 4-а, 5- 1)в, 2)а, 3)б, 6-а, в, 7-а, 8-а, 9- б, а, в.
4. Актуализация опорных знаний. — 15 минут
Вопрос : «от чего нужно охранять почву»
Ученики, читая текст учебника приходят к выводу, что почву нужно охранять от эрозии, которая бывает двух видов :
— водная;
— ветровая.
Учитель:
«В результате развития хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение, изменение состава и свойства почвы, снижается ее плодородие
Восстановить плодородие эродированных земель бывает очень трудно».
«Важная роль в повышении плодородия почв принадлежит мелиорации земель.
Мелиорация с/х земель — совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия.
Различают виды мелиорации земель:
— Водная: орошение засушливых, осушение переувлажненных земель, обводнение пастбищ в засушливых районах.
— Агромелиорация — правильный выбор глубины и направления вспашки и др.
— Лесомелиорация — облесение склонов, оврагов, создание полезащитных лесополос.
— Рекультивация — восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека/очистка от камней, пней, выравнивание поверхности и т. п. /
— Химическая — внесение в почву различных удобрений, химических веществ: извести, гипса и т. п.
Учитель:
«Как можно повысить плодородие почвы?
Ученики дают ответы, учитель выслушивает их, дополняет.
Надо помнить, что каждое поколение людей должно оставлять своим детям в наследство землю плодородную, а не оскудевшую».
5. Закрепление — 5 минут
Обучающиеся отвечают на вопросы:
1) Органическое вещество почвы.
2) Совокупность мероприятий по существенному улучшению земель с целью длительного повышения плодородия или общего оздоровления местности.
3) Почвы, засоленные на глубине.
4) Способность почвы давать урожай.
5) Часть земельных ресурсов, используемая в сельском и лесном хозяйстве
6) Самые богатые почвы
7) Какие почвы занимают значительную часть площадей страны?
8) Что является характерной закономерностью смены почв в горах?
9) Какие почвы образуются при близком залегании пресных грунтовых вод?
Ответ: 1) гумус, 2) мелиорация, 3) солонцы, 4) плодородие, 5) почвенные ресурсы, 6) черноземы, 7) подзолистые и дерново-подзолистые. 8) высотная поясность, 9) торфяно-болотные
6. Подведение итогов урока — 1 минута
— выставление оценок с комментарием.
— учитель благодарит учеников за урок и замечает, что их творческие работы пригодятся ему для последующих уроков.
7. Домашнее задание: Написать сочинение на тему
«Какой я представляю почву будущего» или «Как избавить почвы от разрушения».