Конспект урока окружающего мира для 1 класса «Увлекательный мир дерева»
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №28»
Чистопольского района Республики Татарстан
Конспект урока окружающего мира для 1 класса «Увлекательный мир дерева»
Подготовила
Воспитатель
Макарова Светлана Андреевна
Г. Чистополь
«Увлекательный мир дерева»
Образовательная область «Познание».
Занятие для детей 6 — 7 лет
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с понятиями: «опыт», «свойства»; со свойствами
2. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву, как по ней определять возраст дерева.
3. Использовать опыт для нахождения истины.
Развивающие:
4. Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов. Продолжать развивать словарный запас, путем введения новых слов: свойства, опыт, теплопроводимость.
Воспитательные:
5. Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним. Продолжать воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы.
Интегрирование:
1. Образовательная область: Чтение художественной литературы.
Цель:
2. Образовательная область: Социализация.
Цель: упражнять детей в словесной игре; в закреплении слов противоположных друг другу.
3. Образовательная область: Коммуникация.
Цель: продолжать работу по обогащению исследовательского словаря; побуждать детей интересоваться смыслом слов.
4. Образовательная область: Музыка.
Цель: развивать у детей слуховое восприятие — слышать шум деревьев в аудиозаписи, умение определить «мир» куда они попадают.
Оборудование и материалы:
1. Демонстрационный материал: посылка, в ней загадка про дерево, кора дерева тонкая и толстая, металлический предметы, картинки с изображением дерева, макет дерева, грамзапись шума деревьев, перочинный нож, ложки деревянная и металлическая.
2. Раздаточный материал: миски с водой, деревянные бруски, фартуки, металлические предметы, скрепка, лупа, кисть и краски, зубочистка, кора тонкая и толстая, по 1 спичке на каждого ребенка, схема выполнения опыта для каждой подгруппы.
Предварительная работа: 1. Наблюдение на прогулке за деревьями.
2. Дидактические игры: «Плавает — Тонет», «Скажи наоборот».
3. Заучивание стихов.
4. Чтение стихотворений о лесе, о разных деревьях.
5. Изготовление макета дерева.
6. Предложить родителям Леры вместе с дочкой в домашних условиях дать определение понятию: «опыт», а родителям Салиха — «свойство».
Ход занятия.
Вводная часть:
Цель: создание интереса, эмоционального настроения к занятию.
Дети слышат шум деревьев в аудиозаписи.
— Стук в дверь. Приходит посылка.
— Ребята, хотите узнать, что в посылке? .
Основная часть
Читаю письмо:
«Здравствуйте Дети, я так хотел прийти к вам на занятие, но не успеваю, у меня очень много дел в лесу, поэтому я вам прислал посылку с загадкой».
Старичок — Лесовичок.
— Дети, предлагаю вам, отгадать загадку:
Нам в дождь и в зной
Поможет друг
Красивый и хороший
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
— Верно, дерево . Как вы думаете, дерево живое или нет? .
— Почему вы так думаете? .
— А как дышит дерево? .
— Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород — это чистый воздух, необходимый для жизни людей.
— Посмотрим, что еще в посылке. .
— А для чего нужна кора? .
— А от чего она его может защищать? .
— А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? .
— Посмотрим, что такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку. Осторожно, придерживая рукой, отделяем часть кожицы. Что находится под ней? .
— А какая сама кожица? .
— Да, мы легко отделим ее от древесины.
— Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: ствол и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица? .
— Кожица — это тонкая кора, молодая.
— Как можно определить возраст дерева по коре, как вы думаете? .
— Перед вами на столе кусочки коры, найдем кору молодого дерева, какая она .
— Теперь найдите кору старого дерева, какая она? .
— Какие вы у меня молодцы, много знаете о дереве.
— Как вы думаете, каким может быть дерево еще? .
— Я вам предлагаю найти свойства дерева. Что такое свойство, нам расскажет Салих. .
— А для этого нам нужно превратиться в маленьких экологов и провести опыты. Что такое опыт, нам расскажет Лера. .
— Дерево мы с вами будем сравнивать с металлом.
— Приступим? .
— Для этого нам нужно одеть фартуки.
Делю детей на 3 подгруппы: по уровню успеваемости . Первые шесть опытов провожу со всей группой детей, потом по одному предлагаю каждой подгруппе.
— . Мы сейчас с вами посмотрим дерево через кубик, потом через лупу. Что можно сказать о дереве? .
. Какая поверхность у деревянного бруска? . А у металлической пластины? .
. Проверяем, что мягче дерево или металл. Проводим по дереву и по металлу зубочисткой. На каком из предметов остался отпечаток, след? . Значит дерево мягче, чем металл.
. Смотрим, плавает ли дерево. Опускаем деревянный брусок и скрепку в миску с водой. Что произошло с предметами? .
— Оставляем брусок в воде, он нам пригодится позже. Возьмите другой брусок.
. Дерево хорошо поддается обработке: его можно пилить, что-то вытачивать .
. Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. . Значит он какой? . Попробуйте сломать спичку. . Что можно о ней сказать? .
— А сейчас для каждой подгруппы я дам отдельное задание.
Раздаю схемы выполнения опыта.
— Первая подгруппа будет проверять, хорошо окрашивается дерево или нет? Для этого нужно взять кисти, краски и проверить.
— Вторая подгруппа Каждое дерево имеет свой рисунок, на спилах. Берем лупу, рассматриваем.
Выполняют.
— Задание для третьей подгруппы . Дерево поглощает влагу и меняется в размерах. Вам нужно понаблюдать за бруском, который лежит в воде, и сравнить его с сухим бруском.
— Что может сказать первая подгруппа детей об опыте?
— Что может нового рассказать вторая подгруппа детей?
— Что может сказать третья подгруппа детей о проведенном опыте? .
— Какие вы молодцы, у вас все хорошо получилось/ У Ромы немножко не так получилось, как хотелось бы увидеть. Но в следующий раз у него все хорошо получиться, даже еще лучше
— . Ребята, сейчас я расскажу еще об одном свойстве. Подходите к столу, но очень осторожно, в тарелке горячая вода. Я положу в тарелку металлическую ложку и деревянную.
Как вы думаете, что произойдет? . Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло. Повторите .
— Дети, предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч, и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: шероховатое , тонет , тяжелый …
— Дети, а чем дерево может помочь людям? .
— А сейчас послушаем стихотворение про дерево.
Дедушка Дерево. У дедушки Дерева добрые руки, Большие зеленые, добрые руки… Какая-то птица в руках суетится. Какая-то птица на плечи садится.
Дедушка Дерево славный такой: Белку качает большущей рукой… Жучище примчался, и сел, И качался, и все восхищался, И все восхищался. Стрекозы примчались и тоже качались. И мошки примчались, и мошки качались. И все свиристели в пуховой постели Смеялись, качались, качались, свистели!
Дедушка Дерево пчел подхватил И на ладони свои усадил…. У дедушки Дерева добрые руки, Большие зеленые добрые руки… Наверно, их сто…
Или сто двадцать пять… Чтоб всех покачать! Чтоб всех покачать! Э. Мошковская
Заключительная часть . Анализ занятия.
Цель: подвести итог занятия, выяснить, как дети усвоили материал. Нацелить на домашнее задание.
— Что мы нового сегодня узнали на занятии? .
— А про кору, что нового вы узнали? .
— От кого к нам пришла посылка? .
— Сегодня я вам дам домашнее задание. В выходные дни сходите в лес, рассмотрите понравившееся вам дерево, придя, домой, выучите стихотворение про это дерево, а в детском саду расскажите его всем ребятам.