Конспект урока для 9 класса «Глобальные проблемы современности»
Педагогическая конференция
«Формирование современной компетентности школьников средствами учебных предметов»
Конспект урока для 9 класса «Глобальные проблемы современности»
Учитель высшей категории
Истории и обществознания
МОУ ООШ №5 р. п. Сосьва
Колесниченко Марина Рудольфовна
Р. п. Сосьва, 2015 г.
Цивилизация на нашей планете
До сих пор жива благодаря тому,
Что люди, становясь сильнее,
В конечном счете, умели
Становиться мудрее.
Цель урока: Обобщить знания о глобальных проблемах
Задачи урока:
— поднять учащихся на новый уровень осмысления глобальных проблем, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность;
— развивать навыки групповой работы, научить обрабатывать, обобщать и анализировать полученную информацию, видеть причинно — следственные связи, вести аргументированный спор;
— воспитывать у детей качества толерантности и поликультурности; уважения к миру, в котором живешь, ответственности за его будущее;
Тип урока: обобщение изученного материала.
Вид урока: практическое занятие с
Основные понятия:
Глобальные проблемы, парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, опустынивание, демографическая проблема.
Учитель: В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Цель нашего урока — обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, найти выход для решения этих проблем.
В начале урока перед учащимися поставлены вопросы для обсуждения:
— Безопасно ли жить в современном мире?
— Что означают слова «проблемы», «современность», «глобальные», «глобальные проблемы»?
— Почему с середины 20 века начинается обострение глобальных проблем?
— Каковы причины появления глобальных проблем?
— По каким признакам можно поделить глобальные проблемы на группы?
В ходе обсуждения темы учащиеся в конце урока должны найти ответ на вопрос: Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?
В ходе обсуждения поставленных вопросов учащиеся делают выводы о причинах появления глобальных проблем:
1.Возникновение всемирной общности людей. Земля — единый Дом человечества.
2.Преобразующая деятельность человека, наносящая вред природе.
Все глобальные проблемы взаимосвязаны между собой.
Глобальные проблемы — это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине 20 века, угрожающих существованию мировой цивилизации.
Учащиеся находят общие признаки между проблемами и с помощью учителя делят их на группы и заполняют таблицу:
Социально-экономические | ||
— Проблема войны и мира, опасность ядерной войны; -Терроризм; — Национальные конфликты; — Борьба за сферы влияния. | — демографическая проблема; — Продовольственная проблема; — Проблема охраны здоровья; — Наркомания; — истощение природных ресурсов; — проблема «Север-Юг» | — Загрязнение окружающей среды: атмосферы, почвы, воды; — Разрушение природной среды: высыхание озер, морей, опустынивание земли; — Вырубка лесов; — «Озоновая дыра»; — «Парниковый эффект» |
Вывод: таким образом, мы видим, что глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы и взаимосвязаны между собой. Решать эти проблемы надо одновременно. А кто и как будет решать эти проблемы?
Учащиеся поделены на 3 группы:
1.Экологи
2.Политики
3.Экономисты
Задание группам: подумайте и сформулируйте пути решения глобальных проблем.
Учащиеся в группе обсуждают пути выхода из сложившейся ситуации по своему направлению, готовят проекты и защищают их. Предложенные варианты решения глобальных проблем обсуждаются всеми учащимися и, в результате обсуждения, заполняется таблица:
Социально-экономические | ||
Выход: — мирные отношения между государствами; — объединение всех антитеррористических сил; -сокращение вооружения; -деятельность международных организаций по сохранению мира на земле. | Выход: — бережное использование источников сырья и топлива; — организация безотходного производства; — создание новых источников энергии; — поддержка здравоохранения. | Выход: — принятие законов по охране природы и контроль за их выполнением; — охрана памятников природы; — развитие природовосстановительных отралей; — каждый человек должен беречь природу. |
Учитель: Какой вклад в решение обозначенных проблем можем внести мы? Что мы можем сделать силами учащихся школы для улучшения ситуации? Какие мероприятия мы можем провести в нашей школе по указанным направлениям?
Учащиеся совещаются и вносят свои предложения, которые в дальнейшем включаются в план работы школы: Конкурсы рисунков «Нет войне!», конкурсы плакатов «Береги природу!», конкурс плакатов «Наркотикам — нет!», акция по озеленению школы «Посади дерево!», поход выходного дня «День здоровья», субботник по уборке территории школы и прилегающих к ней территорий «Чистая улица!» и др.
Учитель: Сохранение цивилизации возможно лишь через изменение ценностных установок. Давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем? Каким будет наше будущее?
Учащиеся высказывают свои точки зрения по поводу будущего нашей планеты.
Учитель приводит направления развития будущего:
— пессимистический прогноз, предсказывающий ресурсный, экологический, продовольственный кризисы;
— оптимистический прогноз, считающий, что имеется достаточное количество неосвоенных сырьевых ресурсов, военные расходы будут сокращены и мир на земле станет реальностью;
— нейтральный прогноз, исходящий из того, невозможно сказать с определенностью о дальнейшем развитии человечества.
Учащимся предлагаются разноцветные жетоны и сделать выбор:
Желтый — оптимистический прогноз
Зеленый — нейтральный прогноз
Красный — пессимистический прогноз
Учитель:
Вспомним эпиграф к нашему уроку: Цивилизация на нашей планете до сих пор жива благодаря тому, что люди, становясь сильнее, в конечном счете, умели становиться и мудрее.
Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Нам необходимо многое успеть предпринять для замедления их воздействия и исправления ситуации в целом, иначе нам остается винить лишь себя за все последующие невзгоды.
Апокалипсис или «золотой век»? Выбор за нами.
В качестве домашнего задания учитель предлагает подобрать материал из СМИ по одной из глобальных проблем и подготовить эссе, доклад, реферат, используя местный материал. По возможности подготовить презентацию.