Как пишутся стихи?

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

А. С. Пушкин

Нет сомнений в том, что особую роль в становлении Человека играет искусство, поэзия, лирика. Интерес к ним – это важный показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, глубокого внутреннего мира, без которых трудно представить себе нравственную личность. В настоящей поэзии аккумулированы добро, красота, правда.

Именно она пробуждает “души прекрасные порывы”.

Что

же делает поэзию великим чудом, способным выразить свое время, воздействовать на ум, сердце, душу читателя? Кто и как может помочь юному читателю сохранить то восторженное восприятие окружающего мира и литературных образов, которые присущи, как правило, детям младшего возраста, открывших для себя удивительную страну поэзии Пушкина, Чуковского, Маршака еще в раннем детстве? Конечно же, родители, и особенно учителя.

Понятия о стихотворной речи, ритме, рифме, строфе, двусложных и трехсложных размерах стиха, системах стихосложения, раскрывающие особенности организации стихотворных произведений, включены

в школьную программу и даются авторами учебников в процессе ознакомления с творчеством разных поэтов. Попробуем систематизировать и обобщить самые основные понятия, необходимые начинающему стихотворцу, как впрочем и любому образованному человеку.

Первые представления о стихотворной и прозаической речи у детей складываются уже в младших классах, где они легко отличают на слух и зрительно стихотворные и нестихотворные произведения. Согласно поэтическому словарю А. Квятковского, термин “стихотворение” введен в русскую поэтику Симеоном Полоцким, который так назвал сам способ сложения стихов, т. е. то, что в наше время называется стихосложением. В современном понимании – это законченное по смыслу и форме поэтическое произведение в стихах сравнительно небольшого размера. По характеру замысла и своей направленности оно может быть публицистическим, философским, историческим, лирическим и т. д. Лирика – один из трех основных родов поэзии , установленных еще в античную эпоху.

Именно в лирике находят воплощение самые глубокие и задушевные переживания поэта как личности, осознавшей себя и свое отношение к обществу и к миру в целом. Вот пример лирического стихотворения, взятого из сборника поэта Ивана Коржа “Осенние соловьи”:

Теплынь, второе октября,

Стригу смородины кустарник.

А ветер, ветки теребя,

Мне помогает, как напарник.

Проворно шарит тут и там –

А я, как видно, притомился.

Секатор в сторону, а сам –

Под кран, колодезной умылся.

В камин – дровишек, огоньку,

Ведь в них романтика таится.

Авось придумаю строку –

И стих, возможно, состоится…

Как же рождается поэзия? Что позволяет обычным, на первый взгляд, словам объединяться в прекрасные стихотворные строки? Конечно же, это особый ритм. Ритм – это мерное чередование равновеликих групп гармонического движения в динамических искусствах – в музыке, в танце и в метрическом стихе.

В поэтической строке равномерно повторяются одинаковые отрезки, одинаковые сочетания ударных и безударных слогов. Такое равномерное чередование одинаковых звуков отрезков, в данном случае ударных и безударных слогов, называется стихотворным ритмом. Обратимся вновь к стихотворению И. Коржа:

На тк А Нь/ тон-ч А Й /- шу – Ю / у-з О /- ром

Ро-с Ы / о-с Е / – ли ж Е М / – чу-г А,

Сквозь н И Х / над п О / – лем И / над б О / – ром

Иг-р А /- ет р А /- ду-г А / – ду-г А.

Как видим, в поэзии отчетливо прослеживается именно такое чередование ударных и безударных слогов, что и делает строки ритмичными и красивыми.

Как правило, поэтическое произведение невозможно без рифмы. Рифма – композиционно-звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихотворных строк. По слоговому объему рифмы делятся на мужские , женские , дактилические , гипердактилические . Если рифма оканчивается гласным звуком, она называется открытой.

Если оканчивается согласным звуком, – закрытой. Посмотрим, какие рифмы преобладают в поэзии И. Коржа.

Мужская рифма: Мне хочется порой уй Ти

В простор украинских сте Пей

И слышать где-то впере Ди

Бег необъезженных ко Ней.

Женская рифма: Полощется огонь в ка Ми Не.

Хандры не стало и в по Ми Не.

Опрятный стол, листок бу Ма Ги,

И надо всем незримо – Ма Ги…

Дактилическая рифма: Вновь за окном ка Ча Ются

Калины гроздья Спе Лые,

А там, глядишь, по Я Вятся

Незвано мухи Бе Лые…

Открытая рифма: И снова – яблоки в тра Ву…

Сады антоновкой пропах Ли…

Я в те сады тебя зо Ву,

Они – ты видишь? – не зачах Ли…

Закрытая рифма: Всегда встреча Лись,

Как в последний Раз.

И целова Лись,

Как перед разлу Кой.

То жар, то хо Лод

Обжигали Нас,

Казалась бли Зость

Праздником и му Кой.

Начинающий поэт должен знать, что рифмы также бывают перекрестные, параллельные и кольцевые. Перекрестная рифма – наиболее употребительный вид рифмовки в четверостишии, где слова рифмуются через строку, по типу abab:

Тройка белая, как вью Га,

Голубой шатер не Бес,

На заимке ждет подру Га, –

Расступись, дремучий Лес!

Параллельная рифма – такой вид рифмовки, при котором строки рифмуются парно в четверостишии по схеме aabb:

Вагон бежит полями сон Ными,

Весной еще не пробужден Ными.

О виды с грустными просел Ками,

С рекой, лиманами и ел Ками!

Кольцевая – рифмовка стихов по схеме abba, т. е. когда в четырехстрочной строфе первая строка рифмуется с четвертой, как бы опоясывая собой вторую и третью строки, взаимно рифмующиеся по смежности: Сметает ветер со дво Ра

Травинки – сена и соло Мы,

Они почти что невесо Мы…

Готовить спиннинги по Ра…

Познакомимся теперь с понятиями “стихосложение”, “двусложные и трехсложные размеры стиха”, а значит и “стопа”. Возьмем строфу из стихотворения Ивана Ивановича Коржа и расставим в ней ударения:

Каш – Та – нов Ка – ри – Е гла – За

Гля – Дят сквозь Кол – ки – Е рес – Ни – цы.

В са – Ду ве – Се – лый Свист си – Ни – цы,

О – Син Се – Реб – ря – Ных кра – Са.

Проскандируем или простучим ритм стиха. Мы чувствуем равномерное чередование ударных и безударных слогов. Еще нагляднее эту закономерность можно увидеть графически:

___ / ___ / ___ / ___ /

___ / ___ / ___ / ___ / ___

___ / ___ / ___ / ___ / ___

___ / ___ / ___ / ___ /

Как видим, на схеме отчетливо видны четыре одинаковые группы слогов, каждая из которых состоит из одного безударного и одного ударного слога. Выделим на схеме эти одинаковые отрезки скобками:

___

___

Каждый из отрезков строки, взятый в скобки, представляет собой одну стопу. В каждой строчке четыре стопы. Стопой Принято называть группу слогов, состоящую из одного ударного слога и примыкающих к нему одного или двух безударных слогов, равномерно повторяющихся в стихотворной строке.

Стопы, состоящие из двух слогов, называются Двусложными. Они бывают двух видов в зависимости от места ударного слога. Если на первом месте стоит ударный слог, перед нами стопа Хорея : . Если на первом месте безударный слог, – стопа Ямба : . Ямб и хорей – двусложные размеры стиха.

Итак, Размер стиха – это Порядок расположения ударных и неударных слогов в стопе.

Посмотрим, как использует двусложные стихотворные размеры И. И. Корж в своих стихотворениях.

Хорей: Ав густ /. Ночь Про / Пах ла / Чаб Ре / Ца ми,

За па / Ха ми / Губ тво / Их и / Рук.

Ты Гля / Де ла / Жар ки / Ми гла / За ми,

Я ло / Вил Тре / Вож ный / Серд ца / Стук.

Ямб: Как Зо / Ло Том / , у Се / Ян Двор

Ржа Но / Ю Све / Же Ю / со Ло / Мой.

А За / плет Нем / – лу Гов / прос Тор

Под Ра / Ду Го / Ю Не / Ве Со / Мой…

Следует знать, что в русском языке нередки слова, состоящие из трех, четырех и большего количества слогов. Поэтому некоторые стопы приобретают дополнительное ударение.

А теперь рассмотрим трехсложные стопы. Трехсложная стопа – это стопа, состоящая из трех слогов, один из которых ударный. Если ударение падает на первый слог, такой размер называется Дактилем : . У И. И. Коржа находим пример дактиля:

Ве Тер о / Сен Ний – он / Се Я тель / Грус Ти,

Сып Лет по / Зя Би хо / Лод Ным дож / Дем.

Рас Се реб / Рил Ся сле/ Зой на ка / Пус Те, –

Из Мо розь/ Пер Ву ю/ в Гос Ти мы/ Ждем.

Если ударение падает на второй слог стопы, то перед нами Амфибрахий :

:

Ив Няк, ро / зо Ве Я /, по Ло Щет / ся в Ре Ч ке,

Ма Нит по /плес Кать Ся / хо Лод Ной / во Дой.

Маль Чиш Ки / ны Ря Ют / лег Ко и / бес Печ Но,

И Ка Жет / ся Мне, что / и Я мо /ло Дой.

Стопа, в которой ударный третий слог, называется Анапестом :

:

То ли Ма / Ка ми Мир / по лы Ха / Ет,

То ли Ме / Дью о Сен / Не го Дня.

Я люб Лю/ , ког да в Лис Ть / ях гу л Я Ет

Ок ли Ка / Ю щий Ле / Пет дож Дя.

Я хо Чу / , что бы Все / Это сно Ва –

Гро мы Ха / Я, лас Ка / Я, драз Ня…

По це Луй / , тре пет Рук / – и ни Сло / Ва

Под лас Ка / Ю щий Ле / Пет дож Дя…

Также следует знать о том, что как бы ни был у лирического поэта широк тематический диапазон, на всем лежит печать его индивидуальной оценки и личных пристрастий, в отличие от эпического автора, который в силу своей позиции стремится к объективному изображению. Решающую роль здесь играет глубина поэтического мировоззрения, без которого невозможно создание значительных лирических произведений. Не касаясь отдельных лирических жанров , лирику XIX – XXI веков можно условно подразделить на четыре основные тематические категории: философскую, гражданскую, пейзажную и любовную лирику.

Рассмотрим эти понятия, опираясь на примеры, взятые из творчества И. И. Коржа.

Философская лирика включает в себя авторские размышления о смысле человеческой жизни. Философскими размышлениями проникнуто, например, стихотворение “Бессонные ночи”:

Еще не поблекли в аллеях цветы,

Еще по садам дозревают плоды,

Но осени свежесть коснулась воды

И дни все короче.

Вот птицы свой гам по лесам завели,

И тянутся к югу опять журавли,

И к нам, будто в юности, снова пришли

Бессонные ночи.

О многом мы думаем после трудов,

Увядших, как листья, высоких годов,

И кажется, к худшему каждый готов,

А впрочем – не очень…

Еще нас волнует святая любовь,

Еще нам больна неизбывная боль,

Хоть ясно, что супят не зря на нас бровь

Бессонные ночи.

Гражданская лирика – отражает понимание поэтом современной ему общественной жизни и отношение к ней. Вот пример такого стихотворения “Гибнут деревеньки” из сборника И. И. Коржа “Ветра Руси”:

В списках среди многих деревень,

Что исчезли на Руси бесследно,

Я искал одну в весенний день,

Только это оказалось тщетно.

У деревни были бор, река,

Где ловили рыбу раньше сетью.

Славилась деревня все века

Добротой людской да вкусной снедью.

А теперь вот той деревни нет,

И горчит о ней воспоминанье:

Не один уже десяток лет

Лишь в архивах числится названье…

Сердце растревожила мое

Русская, простая деревенька,

Ведь названье было у нее

Милое, как детство, – Колыбелька.

Пейзажная лирика передает отношение автора к природе, при том описания картин природы помогают ему в раскрытии мыслей и отражении чувств, психологического состояния лирического героя. В поэтическом творчестве И. И. Корж а пейзажная лирика является одной из основных:

На ткань тончайшую узором

Росы осели жемчуга,

Сквозь них – над полем и над бором –

Играет радуга-дуга…

Паук, гордясь своей работой,

В восьмиугольнике притих,

Не зная, что его работа

В награду заслужила – стих!

Любовная лирика насыщена глубокими душевными чувствами и переживаниями лирического героя, впуская читателя в самые сокровенные уголки его души.

Светятся каштановые свечи,

Пенисто черемухи цветут.

Я целую трепетные плечи,

Губы, что неистово зовут…

В ароматах девственных хмелею,

Воздух пью, как воду родника,

От прикосновения немею…

Ах! По мне скользит ее рука…

В той руке – огонь любви и страсти,

Пылкий вызов ханжествам земным.

Миг любви! Никто над ним не властен,

Он подвластен таинствам святым…

Итак, мы познакомились с основными понятиями, необходимыми для постороения стихотворного произведения. Что же еще необходимо для того, чтобы стихотворение зазвучало, заискрилось, заиграло яркими поэтическими красками? Конечно же, это Средства художественной выразительности, или тропы. Троп – поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, эпитет, аллегория, перифраз, сравнение.

Как известно, образность в поэзии – не словесный орнамент и украшательный прием, а способ художественного мышления и познания мира. Рассмотрим основные, наиболее часто употребляемые поэтами средства художественной выразительности. Значительное место среди троп занимают метафоры.

Метафора – вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Уподобление живому существу называют Олицетворением, предмету – Овеществлением. Обычно поэты используют различные виды метафор, для того чтобы точнее и образнее передать свои мысли и сделать стихотворение ярким, насыщенным, неповторимым, запоминающимся. Вот примеры из поэзий И. И. Коржа: “вся улица обрызгана сиренью”, “бабье лето светилось золотистым светом”, “дождь стучит в окошко на заре мягкими подушечками пальцев”, “жужжат мохнатые шмели, баском общаясь деловито, что ветры, мол, пыльцу смели и что в нектар росы налито…”, “ветер осенний рассеребрился росой на капусте”, “на ткань тончайшую узором росы осели жемчуга”, “тут в концертах сольных соловья, будоража мир, вскипает скерцо”, “мохнатый шмель в росинках тонет, небесно плачут васильки”, “полотнища живого ситца локтями мерит паровоз”, “нам луна безудержно светила, до рассвета не сомкнув глаза”, “изумрудный кончился сезон, час настал парчи и позолоты”, “звучит тревожащим органом стоголосый старый добрый бор”, а “по дворам, впуская вечер, скрипуче пели ворота” и

…по вечерам деревья шепчутся,

Раскинув ветви над рекой,

В небесной сини звезды плещутся

И кличут месяц за собой.

Стихотворения И. И. Коржа пестрят также яркими олицетворениями:

Тополя шумят, прощаясь с летом,

В небе журавлиный клин маячит,

Видно, осень, сетуя об этом,

Дождиком над серым полем плачет…

А еще “дремлет август над рябиной, греясь в гроздьях до утра”, “и окно уже зашторил вечер – погрузился целый свет во тьму…”, ” за окном по тропкам бродит вечер нежно – голубой”, “а гостем у меня сегодня дождь, он на чердак забрался через крышу”, “в небесной сини звезды плещутся и кличут месяц за собой”, “снежинки ткут по пахоти узор”, “сентябрь, октябрь, вы б лучше отдохнули, дел золотых большие мастера”, “стоит черемуха в слезах”, “вышивают крестиком и точкой стаи птиц в морозной тишине”, “я, сушняк подбрасывая тонкий, гладил гриву теплую костра”, “навзрыд шумят рябины, холодным пламенем горя”, “в окошко тычется рогами с мороза месяц молодой”, “плачут клены чистыми слезами, по утрам роняя желтый лист”, “ветерок с небес сметает тучки”, “искры – сиротиночки огня”, “ветер осенний – бездомный бродяга”, а “погода шалила почти две недели”, море “играется волной-ладошкой в цветные ракушки свои”, а

…березы – вперемешку с соснами,

Березы – вперемешку с кленами,

Они, склоняясь друг к другу кронами,

Такими кажутся влюбленными…

Тропы в поэзиях И. И. Коржа теснятся в строке, поражая своей оригинальностью. Отсюда необыкновенная яркость его стихов и неповторимая эмоциональность:

Заря рисует на воде свои живые акварели,

Не видел я таких нигде, – чтоб как душа моя горели!

Заря меняет, не спеша, свои чарующие слайды –

Вновь откликается душа, и снова нету с нею сладу!

И очарованный рассвет, в зарю влюбленный, как подросток,

Пролить боится яркий свет,

Стоит босой, по пояс в росах…

Особое место в поэзии занимают Сравнения – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим, которая выражается в прямой форме или форме отрицания, бывает простое или сложное. Например, И. И. Корж сравнивает растения и явления природы с предметами быта: “как ковшиком, листом капустным пью серебро из родника”, “пусть ветер тугой надувает ветрила и гонит весь мир, как ладью, в синеву”; предметы, явления и животных с явлениями природы: “тройка белая, как вьюга, голубой шатер небес”, “уходит, как марево, сон”, “пришла и всех околдовала, как сказка белая, зима”, “знакомый блюз тихонько напеваем – такой же грустный, как и дождь, мотив”, “золотыми звездами ложатся листья кленов на лесной тропе”, “петухом кукарекает где-то солнце, сев на высокий шесток”, “душа опять свободна, будто птица, и распластала крылья на ветру”, “да звенит, как звуки кантри, лист осины на ветру…”, “и стихи запели, словно ноты, обретая вдруг права на жизнь”, а “звезда на веточке качалась вишней – хоть бери ее рукой”; явления природы с людьми: “а молодой осенний дождик вновь навестил наш тихий сад и вдохновенно, как Художник, нарисовать картину рад”, “костер – он то приветлив, как дитя, то говорит по-взрослому с тобою”, “ветер осенний – бездомный бродяга – со свистом бродил по безлистым садам”, а соловей запел, “на веточке привстав, как первая звезда лесной эстрады”, “зарозовели яблони в саду, как будто заневестились весною”. А вот

Скрюченная, как судьба людская,

Ива, что красавицей была,

Кудри – листья с горечью роняя,

Смотрит в ледяные зеркала.

Именно единение с природой делает поэта счастливым. Он умеет радоваться всему: солнцу, небу, дождю, шуму листвы, порхающему мотыльку, пению птиц – каждому малейшему проявлению жизни:

За что дано так много мне:

Из родника с колен напиться,

Со всем живым на свете слиться –

И ждать восхода в тишине…

Итак, читатель, ты теперь в достаточной мере вооружен теоретическими знаниями относительно того, как нужно писать стихотворное произведение. А о чем можно писать и что может послужить поэту источником вдохновения, мы расскажем в следующей главе.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Syntagmatic examples.
Сейчас вы читаете: Как пишутся стихи?