Конспект открытого урока русского языка в 7 классе «Грамматические признаки имени существительного»
Областное государственное специальное образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная общеобразовательная школа VIII вида г. Иркутска
ОТКРЫТЫЙ УРОК
По русскому языку
ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного
Подготовила:
Учитель I КК,
Крючкова Е. И
Иркутск, 2014 г
ТЕМА УРОКА : Грамматические признаки имени существительного
ТИП УРОКА: Комбинированный.
ЦЕЛИ УРОКА: Систематизация имеющихся знаний об имени существительном
Образовательные : Повторить и обобщить знания учащихся о грамматических признаках имен существительных; развивать умение находить имена существительные в речи; формирование умения определять основные грамматические характеристики имен существительных;
Обучение комплексному применению теоретических знаний и практических умений по данной теме;
2. Коррекционно — развивающие : Коррекция и развитие речи, процессов внимания, мышления, памяти.
3 . Воспитательные :
Воспитание положительно-направленных нравственных качеств ученика — упорства,
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийный проектор;
Компьютер с программным обеспечением Windows XP;
Экран для демонстрации презентации;
Карточки со словами и предложениями для индивидуальной, парной работы.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
I. Организационный момент. | Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Проверка готовности к уроку. | Выполняют установку учителя. | 1 мин |
II. Постановка учебной задачи | Цель: коррекция и развитие основных мыслительных операций. -Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? — Давайте вспомним, какую часть речи мы начали изучать. — Что такое имя существительное? Сегодня на уроке мы с вами вспомним постоянные грамматические признаки имени существительного. Открыли тетради, записали число. Классная работа | Отвечают на поставленные вопросы Части речи. Имя существительное Дают определение существительного. | 2 мин |
III Словарный диктант | Цель: коррекция орфографической зоркости. Мороз, береза, медведь, пальто, сорока, ветер, погода, облако, серебро. Какие слова вы записали? Почему они так называются? Кто написал эти слова без ошибок? Кто допустил ошибки? — Какой частью речи являются эти слова? Докажите, что это имена существительные. | Записывают слова под диктовку. Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работу, выставляют оценки. Отвечают на вопросы учителя | 5 мин |
IV Актуализация знаний | -Ребята, как вы думаете, а почему у имени существительного два вопроса? Из словарных слов выбрать имена существительные одушевленные | Работают в тетрадях | 5 мин |
V Закрепление | Карточка 1 Задание: 2 группа. При помощи суффикса превратить неодушевленные имена существительные в одушевленные. — щик,- ник, — ист, Барабан_________ школа_______ Двор ___________ лес__________ Журнал_________ велосипед______ Задание 3 группа. Задание: Выписать одушевленные имена существительные. Кино, девочка, камыш, сосна, Мама, стена, хозяйка. Проверка: Задание 3 группа. Задание: Выписать одушевленные имена существительные. Девочка, мама, хозяйка. | Самостоятельно выполняют задание в тетради, 1 уч-ся у доски. Выполняют задание и проверяют его друг у друга | 5 мин |
VI Физминутка | Слайд 6 | 3 мин | |
VII Повторение грамматических категорий | Продолжаем повторять постоянные грамматические категории сущ. Давайте посмотрим на слайд Здесь записано предложение. Прочитаем его. Сестра Роза поставила в вазу розу. -Почему в первом случае Роза написано с большой буквы? А имена пишутся с большой буква Может кто-то вспомнит, как называются существительные, которые пишутся с большой буквы? Какие существительные, кроме имен, мы относим к собственным? Как же называются остальные существительные, которые пишутся с маленькой буквы. Вывод: Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Карточка 2 Читаем задание, в каждой строчке записаны одинаковые слова, Знаете ли вы кто такой кузнец? В 2 строчках есть ошибки вам надо найти одну строку без ошибки Карточка 2 Задание: Выписать строку в которой слова написаны верно: Спросить, кто такой кузнец — учили по истории Иванов, кузнец, комар. Кузнец, комар, Иванов. Комар, Иванов, кузьнец. Давайте попробуем все три слова объединим в одном предложении. Умелый кузнец Иванов подковал маленького комара. Запись предложения под диктовку У имени существительного есть еще один постоянный грамматический признак. Чтоб угадать какой это грамматический признак, давайте посмотрим на экран. Здесь написано стихотворение, в котором пропущено слово, прочитайте его про себя и попробуйте угадайте это слово. Женский… — запомню я И скажу: «она моя». И запомню… мужской, И опять скажу: «он мой». Средний…: «оно мое» Это правило мое! Правильно род, это и будет третий постоянный грамматический признак, который мы с вами сегодня вспомнили. — Как же мы определяем род у имени существительного Назовите эти слова. | Анализируют предложение, которое написано на слайде, и делают вывод. Учащиеся делают вывод Кузнец — мастер, занимающийся обработкой Металла. Запись предложения под диктовку Проверка на слайде Слайд 10. Читают стихотворение, записанное на экране. Делают вывод. | 10 мин |
VIII Самостоятельная работа | А теперь закрепим наши знания на практике Карточка 3 Задание: К данным прилагательным подобрать подходящие по смыслу существительные, определить род. Длинный Белый Длинная белая Длинный белый С любым получившимся словосочетанием составить предложения 2 группе подчеркнуть гл. чл. Предл. Проверка фронтально. 3 группа Задание: Заполнить таблицу. Поставить «+» в нужном столбике |
М. р | Ж. р | Ср. р |
Самостоятельно выполняют работу. Взаимопроверка
10 мин
Итог
О какой части речи говорили?
Какие грамматические признаки вспомнили?
Что нового узнали?
Отвечают на вопросы
2 мин
Домашнее задание
Стр 72 упр. 94
Карточка 1 Приложение
2 группа.
Задание: При помощи суффикса «превратить» неодушевленные имена существительные в одушевленные.
Суффиксы: — щик,- ник, — ист,
Барабан_________ школа_______
Двор ___________ лес__________
Журнал_________ велосипед______
Карточка 1
3 группа.
Задание: Выписать одушевленные имена существительные.
Кино, девочка, камыш, сосна, мама, стена, хозяйка.
Проверка: Карточка 1
3 группа.
Девочка, мама, хозяйка.
Карточка 2
Задание: Выписать строку в которой слова написаны верно:
Иванов, кузнец, комар.
Кузнец, комар, Иванов.
Комар, Иванов, кузьнец.
Карточка 3
2 группа
Задание: К данным прилагательным подобрать подходящие по смыслу существительные, определить род.
Длинный Белый
Длинная белая
Длинное белое
С любым получившимся словосочетанием составить предложение. Подчеркнуть главные члены предложения.
Карточка 3
3 группа
Задание: Заполнить таблицу. Поставить «+» в нужном столбике
М. р | Ж. р | Ср. р |