Из зерна добра — цветок доброты
Предварительная подготовка к уроку.
Прочитать рассказы А. П. Платонова: «Юшка», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле» и другие рассказы по выбору учащихся. Индивидуально-групповые задания: иллюстрации к рассказу «Юшка», ответы на вопросы, выразительное чтение эпизодов рассказов «Юшка», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле».
Э п и г р а ф ы к у р о к у:
…На свете каждый кому-то нужен
От колыбели до самой смерти.
Г. Умывакина
Сиротства человек не терпит, и оно — величайшее горе.
А.
О с н о в н о й в о п р о с у р о к а: Какие нравственные заповеди оставил А. П. Платонов потомкам в своем рассказе «Юшка»?
Ход урока
С л о в о у ч и т е л я. Сегодня у нас урок-праздник и, надеюсь, урок-открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе, который является одновременно и твоим земляком. Открытие потому, что рассказ, над которым мы будем работать сегодня, — это нравственная заповедь, точнее — заповеди, обращенные к нам, потомкам А. П. Платонова.
Цель нашего урока — попытаться понять эти заповеди, основываясь на осмысленном чтении рассказа и глубоком,
К сегодняшнему уроку мы собирали материал усилиями четырех групп: «человековедов», «слововедов», «литературоведов», «исследователей». У всех групп были конкретные задания и вопросы, большая часть которых представлена на стенде «Готовимся к уроку». Но одно задание у каждой группы тайное: нужно было нарисовать иллюстрацию к конкретному эпизоду рассказа.
Об этих рассказах нам тоже предстоит поговорить сегодня. Итак, я приглашаю вас к беседе и размышлениям о прочитанном. Вам слово, «человековеды».
В о п р о с ы и з а д а н и я, которые были предложены членам этой группы: Найдите опорные слова, предложения, соответствующие теме «лишнего», «ненужного» человека. Найдите словесное отражение темы доброты. Какую правду о жизни знает Юшка? Как она подтверждается?
Какую закономерность в отношениях людей можно вывести из слов детей о Юшке: «Пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете»? В рассказе мы видим отношение к Юшке детей и взрослых. Об этом у А. П. Платонова последовательное повествование.
Почему дети так жестоки с Юшкой?
В процессе беседы учитель подводит детей к выводу о том, что Юшка не такой, как все, что для окружающих жить — злиться, а для Юшки жить — любить, что основные проблемы, поднятые в рассказе, — проблемы доброты и непохожести, а значит, ненужности человека. Автор наделил Юшку мудростью наивности и силой слабости, заставив читателя верить Юшке, переживать за него.
С л о в о у ч и т е л я. А теперь посмотрим, какие слова использует А. П. Платонов для создания столь своеобразного художественного образа, какими чертами наделен в произведении рассказчик. В разговоре принимают самое активное участие «слововеды».
В о п р о с ы и з а д а н и я, предложенные этой группе учащихся: Найдите в тексте рассказа «лишние» слова, речевые повторы, просторечные слова и выражения. Как вы думаете, в чем смысл их использования? Укажите олицетворения, эпитеты, метафоры.
В какой части текста их больше? Почему? Как называет А. Платонов человека, ударившего Юшку? Как называет того, кто поднял умершего главного героя?
Есть ли особая смысловая нагрузка в этих словах?
В беседе по предложенным вопросам учитель должен подвести детей к выводу о том, что рассказчик — человек неравнодушный, беспокойный, которому свойственны, как и герою, «детскость», добрый взгляд на мир, одухотворенность, вера в прекрасное будущее человеческого единения, который уверен, что лишних людей не бывает, что человеческая доброта неиссякаема и всегда плодовита, что человек важнее всего.
С л о в о у ч и т е л я. «Литературоведы» продолжают разговор о прочитанном.
В о п р о с ы и з а д а н и я этой группе: Найдите основные элементы сюжета: завязку, кульминацию, развязку действия. Почему само действие занимает в рассказе его меньшую часть? Можно ли назвать точно время, когда разворачивается действие рассказа? А можете ли вы указать место действия? Есть ли конкретные имена у героев?
Как это соотносится с замыслом автора?
Вместе с учителем учащиеся должны сделать вывод о том, что рассказ носит характер притчи.
С л о в о у ч и т е л я. Давайте вспомним, ребята, когда мы еще сталкивались с притчами? Что обозначает слово «притча»? Найдите значение термина в словарике в конце учебника. Теперь мы подошли к ключевому вопросу урока: «Какие нравственные заповеди оставил А. Платонов потомкам в своем рассказе «Юшка»»? Я обещала открытие на этом уроке.
Внимание! Попытка открытия. Слово «исследователям».
Слушаем содержание их домашнего задания: «Соотнесите три рассказа: «Юшка», «Неизвестный цветок» и «Цветок на земле». Что объединяет эти произведения?»
Учитель направляет детей к мысли о том, что никто на земле не лишний, ничто не проходит бесследно, прах дает прекрасный цветок; если человек дарит доброту, доброта неизбывна в мире, она согревает сердца людей, делает их жизнь светлее, усиливая веру в прекрасное.
С л о в о у ч и т е л я. Давайте послушаем, как тянется к солнцу первый цветок весны, как рождается красота, подумаем, как велика воля к жизни. . Вновь звучит музыка из пьесы П. И. Чайковского. На фоне музыки читается еще один абзац рассказа.)
А сейчас вопрос-загадка. Надеюсь, вы внимательно прочитали вступительную статью В. Чалмаева, посвященную А. Платонову. Какая фраза в ней объединяет рассказы «Неизвестный цветок» и «Юшка» и судьбу их автора?
Неизвестный цветок — символ непохожести, беззащитности и силы одновременно, символ «прекрасного и яростного мира», символ мечты о гармонии.
Д о м а ш н е е з а д а н и е. Сочинение-миниатюра по теме урока «Из зерна добра — цветок доброты».
Г р у п п о в ы е з а д а н и я: составить кроссворд по рассказам А. П. Платонова, написанным для детей; составить викторину о жизни и творчестве писателя.