Целое с миром
Опыт изучения в XI классе средней школы романа «Доктор Живаго»
Произведение Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» поднимает важные проблемы: революция и ее влияние на человека, в частности на художника, гуманизм и революционная необходимость, вопросы жизни и смерти, свобода творческой личности и другие — иными словами, важнейшие нравственно-этические, философские, социальные вопросы жизни.
Интерес вызывает и собственно литературная, эстетическая сторона произведения, она уникальна, так как в романную форму обличена суть поэтического
При изучении романа «Доктор Живаго» учитель опирается на уже имеющиеся у учащихся знания о лирическом герое, о композиции и жанрах литературных произведений, умение анализировать прозаический и поэтический тексты.
Среди целей в работе с романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» следует назвать следующие, на мой взгляд, самые важные:
— познакомить с творческой личностью Б. Л. Пастернака, его жизнью и поэтическим миропониманием; — рассмотреть проблемы мировоззренческого порядка, философско-нравственный срез романа; — расширить представление учащихся о системе жанров
При проведении уроков может быть использован такой наглядный материал:
— фотопортреты Б. Л. Пастернака разных лет; — фотодокументы 10-20-х годов XX века; — репродукции картин Петрова-Водкина «Купание красного коня» и «Смерть комиссара».
Не претендуя на охват всех сторон книги , я сделала попытку найти оптимальный способ изучения его в школе.
Известно, что «Доктор Живаго» не Роман в полном смысле этого слова и его жанр определить очень сложно, так как произведение соединяет в себе и лирическое, и эпическое; его жанр определяется даже как большое лирическое произведение .
Материал не разбит на смысловые группы, соответствующие уроку в 45 минут. Такое разделение в данном случае было бы, на мой взгляд, искусственным. Между тем, имея таким образом организованный материал, учитель может спланировать работу и при модульной, и при классической системе обучения, то есть имея в распоряжении обычный урок.
Здесь нет части, непосредственно касающейся жизни и творчества поэта, хотя такой урок, естественно, состоялся.
Повторим здесь лишь основные положения.
I. Поэтическое миропонимание Пастернака раскрывается в сборнике «Сестра моя жизнь»:
А) целостность мира, он един; б) единство человека и мира; в) единство и нерасчлененность дома и мира .
Отсюда, то есть из особенностей поэтического мировосприятия, следует свое понимание искусства. Это, по Пастернаку, не борьба, не фонтан, а губка, не сцена, а зритель. Отсюда и отрицательное отношение к переделке мира; мир, по мнению поэта, надо принимать таким, каков он есть.
II. Причины появления прозы у поэта. Роман появился не внезапно, а был подготовлен всей творческой жизнью поэта. Приведем лишь несколько слов Б. Л. Пастернака по этому поводу: «В области слова я более всего люблю прозу, а вот писал больше всего стихи…»
III. С определением жанра произведения связаны Особенности изучения.
1. Это не роман в обычном понимании слова. 2. Жизнеописание, житие, страсти. 3. Большое лирическое стихотворение, так как Юрий Живаго не эпический, а лирический герой .
IV. Символика имен и названия.
Ряд героев в литературных подступах к роману носили имена Живульт, Пурвит , что явно указывает на их генетическую связь с Юрием Андреевичем Живаго, чья фамилия, как следует из Евангелия, значит «вечно живой». Появление в названии слова «доктор», равно как и профессия героя, обусловлены определенной связью с Фаустом и переводческой работой Б. Л. Пастернака над «Фаустом» Гете. Об определенной смысловой нагрузке других имен тоже можно говорить с большой определенностью.
Домашнее задание.
В главах, данных учителем, найти строки, освещающие Авторский взгляд на такие проблемы:
— человек и революция, — Художник и революция, — гражданская война.
Конкретно-социальные проблемы могут быть объединены такими поэтическими строками поэта: «Мело, мело по всей земле, // Во все пределы…»
ЧЕЛОВЕК И РЕВОЛЮЦИЯ
Работа идет по вопросам и тексту, в конце обсуждения записывается вывод.
1. Как выражается отношение автора к проблеме «человек и революция»?
— Авторский взгляд выражается через отношение к этой проблеме Ю. Живаго, так как он — лирический герой произведения.
2. Итак, каково же это отношение, постоянно ли оно?
— На протяжении романа оно меняется. Сначала:
: «Революция вырвалась против воли, как слишком задержанный вздох. Каждый ожил, переродился… Можно… сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая. Мне кажется, социализм — …это море жизни… той жизни, которую можно видеть на картинах, жизни гениализированной, жизни, творчески обогащенной…»;
: «Это была революция в том смысле и в том понимании, которое придавала ей учащаяся молодежь 1905 года, поклонявшаяся Блоку… «;
: «Все же истинно великое безначально, как вселенная»;
: «Метель хлестала в глаза доктору и покрывала печатные строчки газеты серой и шуршащей снежной крупой. Но не это мешало его чтению. Величие и вековечность минуты потрясли его и не давали опомниться».
Потом взгляд меняется:
:
«Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили до места назначения, неприятельских раненых прикалывали в поле»;
«…во-первых, идеи всеобщего совершенствования тех, как они стали понимать с октября, меня не воспламеняют. Во-вторых, это все еще далеко от осуществления, а за одни еще толки об этом заплачено такими морями крови, что, пожалуй, цель не оправдывает средства.
…Веществом жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее… начало…»;
«Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали…»
История Палых и история Васиной деревни .
Выводы.
«Каждый ожил, переродился», следовательно, революция — это жизнь. Доктор, а вместе с ним автор, ожидают нового в жизни России, в русской судьбе и в своей собственной судьбе.
Так же, как не имеет объяснения существование жизни, вселенной, не имеет объяснения и революция — это «стихия свободной стихии». Герой понимает гениальность этого события, в нем есть что-то сродни рождению гениального человека.
Потом взгляд меняется. За трескучие фразы пролились «моря крови». Цель — переделка жизни, но как можно ее переделать, когда она — самоценное и саморазвивающееся понятие.
Всякая переделка только убивает жизнь.
ХУДОЖНИК И РЕВОЛЮЦИЯ
:
«Что же мешает мне служить, лечить и писать? Я думаю, не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фразы… вот это самое: заря грядущего, построение нового мира, светочи человечества».
: «…на поверку оказывается, что под мыслями разумеется одна их видимость, словесный гарнир к возвеличению революции и властей предержащих. И я не мастер по этой части». «И правда, я редко ошибаюсь в определении болезни. Но ведь это и есть ненавистная им интуиция, которой я якобы грешу, целостное, разом охватывающее картину познания».
Выводы.
Изначально творчество и революция равноценны, то есть стихийны, не поддаются изучению, измерению. Но то, во что превращают революцию, вступает в противоречие с творчеством. Живаго — поэт и творческий врач, часто действует интуитивно, то есть так, как не может разум.
А кругом с него требуют плана, объяснения, схемы, мертвечины. Вступают в противоречие жизнь, стихия и схема, «полета вольное упорство» и «казенная землемерша» — смерть. Отсюда ощущение своей ненужности.
Вторая группа проблем для обсуждения в классе:
— человек и мир; — человек и история; — природа, жизнь человека в природе и антитеза этой жизни; — жизнь и смерть.
Ученики заранее получают задание найти в главах авторский взгляд на эти вопросы.
Нравственно-философские проблемы при обсуждении могут быть объяснены следующими строками поэта:
Опять трубить, и гнать, и звякать, И мякоть в кровь поря — опять Рождать рыданье, но не плакать, Не умирать, не умирать.
ЧЕЛОВЕК И МИР
Работа идет с текстом по комплексу вопросов.
Как соотносятся эти понятия? Что первично?
:
«…Юра занимался древностью и законом Божьим, преданиями и поэтами, науками о прошлом и природе, как семейной хроникой родного дома, как своей родословной… все вещи были словами его словаря. Он чувствовал себя стоящим на равной ноге со вселенною… он слушал заупокойную службу как сообщение, непосредственно к нему обращенное и прямо его касающееся… и ничего общего с набожностью не было в его чувстве преемственности по отношению к высшим силам земли и неба, которым он поклонялся как своим великим предшественникам».
Выводы.
По мнению автора, человек равен тому миру, в котором он живет, в его отношении нет ничего набожного, для человека нет ничего недоступного. Он относится «к силам земли и неба» как к «своим великим предшественникам».
Таким образом:
Я = всем = миру я — целое с миром.
ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ
:
«Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера.
Николай Николаевич жил в Лозанне. В книгах, выпущенных им там по-русски и в переводах, он развивал свою давнишнюю мысль об истории как о второй вселенной, воздвигаемой человечеством в ответ на появление смерти с помощью явлений времени и памяти».
:
«…то, что называется ходом истории, он представляет себе… наподобие жизни растительного царства… Лес не передвигается, мы не можем его накрыть, подстеречь за переменою места. Мы всегда застаем его в неподвижности.
И в такой же неподвижности застигаем мы вечно растущую, вечно меняющуюся, неуследимую в своих превращениях жизнь общества, историю».
Выводы.
По Пастернаку, человек застает исторический процесс только на каком-то этапе. «История — вторая вселенная, которую воздвиг человек в ответ на явление смерти с помощью явлений времени и памяти».
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Как связаны доктор и окружающий мир?
Кто в его воображении сливается с деревьями, стихией, ветками и так далее?
:
«Все кругом бродило и всходило на волшебных дрожжах существования. Восхищение жизнью, как тихий ветер, широкой волной шло не разбирая куда по земле и городу, через стены и заборы, через древесину и тело, охватывая теплом все по дороге».
:
«Первые предвестия весны, оттепель. Воздух пахнет блинами и водкой, как на масляной, когда сам календарь как бы каламбурит. Сонно, масляными глазками жмурится солнце в лесу, сонно, ресницами им щурится лес, маслянисто блещут в полдень лужи.
Природа зевает, потягивается, переворачивается на другой бок и снова засыпает».
:
«Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнем зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу… «Лара!» — закрыв глаза, полушептал или мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озаренному пространству».
:
«Она была наполовину в снегу, наполовину в обмерзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперед навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за них, притянул дерево к себе. Словно сознательным ответным движеньем рябина осыпала его снегом с головы до ног…»
Выводы.
По мнению автора, природа — волшебство, когда человек понимает ее, он понимает жизнь. Доктору, а следовательно и автору, интересно все окружающее, он всегда в ладу с природой. Свет мира входит в его грудь, от этого вырастают крылья, он может творить. Он часто чувствует, что Лара — это продолжение природы, чувствует, что стремление к ней — стремление к жизни. Поэтому и его уход из отряда — не предательство, а уход к жизни.
И потеря Лары для него равносильна потери жизни.
Что является антитезой жизни в природе? Где кончается жизнь Ю. Живаго?
Рельсы, трамвайные и железнодорожные пути, урбанистическая культура. В этом Б. Л. Пастернак традиционен, вспомним Н. Гумилева и его «Заблудившийся трамвай»:
Мчался он бурей темной, крылатой, Он заблудился в бездне времен… Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вывеска… кровью налитые буквы Гласят — зеленная, — знаю, тут Вместо капусты и брюквы Мертвые головы продают.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОТНОШЕНИЯ С ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ
1. Кончается ли роман со смертью Ю. А. Живаго? Что в конце?
— Роман продолжается, рассказывая о жизни Тани, дочери Лары, но заканчивается все же не этим, а стихами.
2. Как вы думаете, почему?
— Стихи — то, что не может умереть.
3. Цикл стихов Ю. Живаго открывается стихотворением «Гамлет». Прочитайте. Почему оно носит такое название?
— Оно решает «вечную» проблему о том, как жить, поднят гамлетовский вопрос: «быть или не быть».
Какова основная мысль?
— Человек в жизни должен сам пройти свой крестный путь и выпить чашу до дна.
4. Заключительное стихотворение — «Гефсиманский сад» .
Что общего есть в первом и последнем стихотворении цикла?
— Основная мысль, объединяющая оба стихотворения, — достижение бессмертия через христианскую идею страданий и крестного пути.
Кроме того, можно попросить ребят найти в других стихотворениях взгляд Ю. Живаго на эту проблему.
5. Взгляды автора и лирического героя на эту проблему в романе.
:
«…сколько ни припомните, вы всегда заставали себя в наружном, деятельном проявлении, в делах ваших рук, в семье, в других. Человек в других людях и есть душа человека… Смерти не будет, говорит Иоанн Богослов… потому что прежнее прошло… потому что это уже видали… а теперь требуется новое, а новое есть жизнь вечная».
:
«И две рифмированные строчки преследовали его:
Рады коснуться и Надо проснуться.
Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И — надо проснуться. Надо проснуться и встать.
Надо воскреснуть».
:
«Каждый родится Фаустом, чтобы все обнять, все испытать, все выразить».
:
«В псалме говорится: Живый в помощи Вышнего. В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи»… Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул ее и глазам своим не поверил.
Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности».
:
«Что-то сдвинулось в мире. Кончился Рим, власть количества… Вожди и народы отошли в прошлое. Личность, проповедь свободы пришла им на смену.
Отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью, наполнила своим содержанием пространство вселенной».
Выводы.
По Пастернаку, человек осознает себя лишь в жизни других или в том, что оставляет после себя. Следовательно, он изначально не может умереть, а живет вечно.
Жизнь просто так не дает ничего, поэтому каждого в жизни ждут его собственные страсти, страдания. Лишь пройдя их, он может надеяться на воскрешение. Жизнь — дар всем, без различия классов и каст, это объединяет всех.
Она наполнила содержанием вселенную и дает смысл всему. По мнению автора, понятие жизни одного человека и жизни народов уравновешены.
В качестве итоговой работы предлагаются Сочинения на темы:
1. «Смерти не будет…» . 2. Место стихотворений Ю. Живаго в художественной структуре романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». 3. Революция и гражданская война в судьбе русской интеллигенции в романе. 4. Женские образы и их роль в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».