Драма любви «маленького» человека
Тема неразделенной любви всегда является драматической, а нередко и трагической основой художественного произведения. Один из персонажей повести «Гранатовый браслет» генерал Аносов говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
Куприн утверждает любовь как высшую форму прекрасного, но не обходит вниманием того, что социальные отношения ломают и извращают ее.
В повести «Гранатовый браслет» рассказана история любви телеграфиста
В отличие от живой и насмешливой Анны, Вера «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независимо и царственно спокойна». Нужны поистине исключительные обстоятельства, чтобы она вызволилась из-под впитанных светских условностей.
Большая часть повести посвящена изображению семьи
В нем Куприн в толстовской традиции воплотил лучшие черты русского человека старшего поколения — «черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости». Именно Аносов выражает мысли самого писателя о том, что нельзя проходить мимо редчайшего дара великой самоотверженной любви.
Князь Василий Львович Шеин, муж Веры, показан как человек своей среды с ее пренебрежением к людям низших сословий. Он иронизирует над любовными посланиями «бедного телеграфиста», пародируя их. Брат Веры Николай Булат-Тугановский — надменный, жестокий человек, который подчеркивает свое превосходство над людьми из народа.
Он воспринимает как личное оскорбление то, что какой-то мелкий чиновник посмел влюбиться в его сестру.
Образ главного героя Желткова вырисовывается из его письма. Любовью, которая «сильна, как смерть», дышит каждая строка письма. Его автор представляется человеком благородным, способным на высокое вдохновение и самоотречение, на самозабвенное преклонение перед женщиной. Желтков появляется только в последней части повествования, когда к нему приходят муж Веры и ее брат. Это «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине» молодой человек.
Куприн создает облик застенчивого и нежного человека, но упрямый подбородок позволяет подозревать в Желткове волевую натуру. Он чувствует свою вину в том, что нарушил покой любимой женщины. Пока речь идет о достоинстве и чести его любимой, он даже не пытается оправдываться. Но когда Булат-Тугановский говорит о намерении обратиться к властям, в Желткове неожиданно просыпается чувство духовного превосходства: он в своей любви как бы возносится над суетой жизни.
Последнее письмо героя наполнено высочайшим трагизмом, который не мог не затронуть и Веру. Равнодушная к простым людям, аристократка Вера приходит в бедное жилище уже мертвого Желткова. Его самоубийство было последним аргументом подлинности чувства к той, которая была «единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью». В последней записке Желткова упоминается соната Бетховена. Патетическая, романтическая тема любви-трагедии связывается в повести с музыкальной темой шести тактов «Аппассионаты».
Это музыкальная молитва о любви. Молитвенный, почти религиозный характер такой высокой и бескорыстной любви закрепляется рядом символических образов: старинный молитвенник, подаренный Вере сестрой; гранатовый браслет, присланный Желтковым, а затем отданный в дар Мадонне; претворение шести музыкальных фраз в шесть строк стихотворения в прозе, напоминающих акафист любви, с рефреном строки из молитвы, которую цитирует в последнем письме к Вере герой: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»».
Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Но этот маленький человек возвышается любовью, становится трагическим героем. Лицо мертвого Желткова напоминает Вере посмертные маски Пушкина и Наполеона.
Этим Куприн приравнивает талант любви к талантам гениев.
«Гранатовый браслет» — это гимн великой неразделенной любви, побеждающей любые условности и предрассудки.