«В центре вселенского мира…»
Стихотворение А. Т. Твардовского «Полночь в мое городское окно…» на уроке литературы в 11-м классе
Александр Трифонович Твардовский — один из самых ярких и значительных поэтов XX века. Опубликованные в последнее время дневники и рабочие тетради Твардовского дают представление о нем как о масштабной личности, философски осмысливающей эпоху, человека и его бытие.
Школьная программа представляет Твардовского в основном как летописца эпохи, между тем творческие возможности поэта этим не исчерпываются. Лирика 60-х годов свидетельствует
Предлагаю на уроке литературы в 11-м классе внимательно прочитать, обдумать и обсудить стихотворение «Полночь в мое городское окно…».
Вопросы для обсуждения
Как разрешена в стихотворении Твардовского проблема времени и пространства? Как поэт показал изменения во взглядах человека? Почему, на ваш взгляд, возможны эти изменения?
Почему возня названа «злой, муравьиной»? Почему именно звезды стали точкой отсчета в жизни поэта?
В небольшом по объему стихотворении рассказано, по сути, о целой человеческой жизни. Детство-юность-зрелость
Своеобразной точкой отсчета для него стало звездное небо. Звездное небо не давало покоя поэту в детстве:
Мне еще в детстве, бывало, в ночном, Где-нибудь в дедовском поле Скопища эти холодным огнем Точно бы в темя кололи.
Ощущения человека, наблюдающего за звездным небом, всматривающегося в глубину ночи, обрели законченность, цельность в юности:
Сладкой бессонницей юность мою Звездное небо томило: Где бы я ни был, казалось, стою В центре вселенского мира.
Это уже новое чувство — осознание личностью своей значимости, нужности в этом мире. Человек — частица, хотя и малая, целой Вселенной.
Наконец, пора зрелости меняет мировоззрение. Уже нет той романтической увлеченности, ушли в прошлое иллюзии. Прежняя Вселенная, казавшаяся беспредельной, превратилась в «маленькую планету», существование которой всецело зависит от человечества, затеявшего «муравьиную злую возню».
Пространство стихотворения бесконечно — от далекого космоса до дедовского поля. Оно распахнуто по вертикали, и в центре его — человек. Это он объединяет две удаленные друг от друга точки.
Звезды в поэзии всегда символизировали романтические устремления лирических героев, желание постигнуть непостижимое. В стихотворении Твардовского они объединяют прошлое и настоящее, не позволяют порваться связи времен. Звезды у Твардовского названы «ночными дарами», «дальними светами» космоса, мирами.
Они то горят «холодным огнем», то томят «сладкой бессонницей». Они входят и в «городское окно», и светят тем, кто находится в ночном на деревенском поле. В зрелости они уже не пробуждают романтических желаний, для лирического героя гораздо важнее то, что происходит здесь, рядом, в этой неугомонной жизни:
В зрелости так не тревожат меня Космоса дальние светы, Как муравьиная злая возня Маленькой нашей планеты.
Зрелость — это пора, когда вместе с жизненным опытом приходит понимание кратковременности человеческого существования, осознание того, что мир хрупок и мал.
Преобладание звонких согласных звуков в строке словно передает нарастающую опасность. Кроме того, эти определения дополняют общую картину хрупкости, непрочности мира, который может рухнуть в любую минуту.
О чем же это стихотворение? Оно не только о том, как меняются человек и его мировоззрение с возрастом, но и о смысле бытия, о недолговечности, ненадежности мира, ввязанного в войны за передел власти. Шестнадцать строк вместили очень много.
Лирика Твардовского 60-х годов лишена того оптимизма, которым проникнуты другие произведения поэта, изучаемые в школе: поэмы «Василий Теркин», «За далью — даль». Лирическое произведение способно запечатлеть один миг, но иногда в нем, как в капле воды, отражается весь окружающий мир. Именно поэтому стихотворение А. Т. Твардовского «Полночь в мое городское окно…» заслуживает внимания и может быть проанализировано на уроке литературы в 11-м классе.