Библиотечный урок по повести В. П. Катаева «Сын полка»
Вероятно, отношение читателей к этому материалу не будет единодушным. Сама по себе тема » Дети на войне», разумеется, возражений не вызывает. Она должна быть постоянной, лейтмотивной в системе школьного литературного образования. Вопрос в другом: к каким произведениям следует обращаться для ее раскрытия?
Давняя повесть Валентина Катаева, казалось бы, переполнена конъюнктурными реалиями — можно вспомнить, что именно за нее, а не за что другое талантливого писателя удостоили Сталинской премии, которую без пропагандистских видов,
Катаева порой упрекали за «сказочные» разрешения ситуаций в этой повести, но на фоне свершающихся ныне событий многое в ней выглядит уже не сказкой, а легендарной правдой. Во всяком случае нам представляется, что чуткие, думающие словесники могут выйти с повестью «Сын полка» для серьезного, важного
Война! Твой страшный след Живет в архивах пыльных, В полотнищах побед И в нашумевших фильмах. Война!
Твой горький след — И в книгах, что на полках. Н. Старшинов
Цели: Развивать интерес учащихся к чтению; познакомить их с биографией и творчеством В. П. Катаева , в частности с повестью «Сын полка» .
Оборудование. Портрет В. П. Катаева; выставка книг о Великой Отечественной войне; рисунки учащихся на темы войны.
Учитель. Каждый год среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей родины день, когда мы вспоминаем тех, кто не щадил себя во имя победы над иноземными захватчиками, вспоминаем живых героев и погибших.
— Когда бывает этот день?
Накануне годовщины Победы народов нашей страны и стран антигитлеровской коалиции над нацистской Германией мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о разных ее страницах. Сегодня речь пойдет о ваших ровесниках, ребятах, кому во время войны было столько же лет, сколько и вам, чуть больше или чуть меньше.
Пусть во время нашего разговора горит эта свеча — как символ памяти о тех детях, что не дожили до Победы, не узнали взрослой жизни. Вспомним о них…
Сегодня наш разговор о книге Валентина Катаева «Сын полка».
— Расскажите, интересно ли вам было читать эту повесть? Объясните, почему.
Наш библиотекарь расскажет о писателе, об истории создания книги «Сын полка».
Библиотекарь. Выдающийся русский писатель Валентин Петрович Катаев создал много произведений для детей, в том числе сказок. Он прожил долгую жизнь, почти девяносто лет.
Родился и вырос на Черном море, в знаменитом городе Одессе. О мальчишках той поры он написал повесть » Белеет парус одинокий» — вы ее обязательно прочитаете.
Катаев учился в гимназии, но началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом, его дважды ранило, однажды он стал жертвой отравляющих газов, которые тогда стали применяться как оружие массового поражения, страшное изобретение науки ХХ века. В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом. Служил корреспондентом и его младший брат, тоже писатель, Евгений Петров .
Пройдя три войны , увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, ее противоестественность… Но самая известная из них — повесть «Сын полка», напечатанная впервые в феврале победного 1945 года во взрослом журнале «Октябрь» и одновременно публиковавшаяся в детском журнале «Дружные ребята». Отрывки из нее печатали другие журналы и газеты.
— Как вы полагаете, почему эту повесть печатали в изданиях и для взрослых, и для детей?
Однажды писатель рассказал о том, как появилась эта книга. «Тему я нашел в 1942 году. Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это — явление».
Повесть посвящена суровой жизни детей в годы войны. Катаев любит своих героев, он стремится показать силу их характеров. За какое бы дело они ни взялись, все делают с полной отдачей, умело и ловко.
Это талантливые разведчики, прекрасные наводчики, люди легендарной храбрости, поражающей даже солдат.
Учитель. А теперь — короткая викторина.
1. В каких эпизодах книги упоминаются эти предметы: букварь, веревка, ножницы, зеркало, веник, гвоздь, погоны, пакет?
2. Ответьте на вопросы, подтверждая свои высказывания примерами из книги.
— Как автор знакомит нас со своим героем?
— Что сделал Ваня, когда увидел возле себя взрослых?
— Почему сначала Ваня недоверчиво относится к людям?
— Как автор передает внешний облик своего героя, о чем свидетельствует портрет Вани?
В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий Война и Детство. Детство — это начало жизни, радость, а война — это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому, накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл.
— Что такое тыл? Чем он отличается от фронта?
— Почему Ваня не хотел уезжать от разведчиков?
По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт. Во время второго круга скитаний он встречает мальчика в военной форме.
Прочитайте по ролям эпизод из повести «Встреча с мальчиком в военной форме».
— Какие черты характера Вани мы видим в этом отрывке?
— Как вы понимаете выражение «сын полка»?
— Как Ваня попал к разведчикам и ходил в разведку?
— Как Ваня ведет себя в плену?
— Как Ваня попал в суворовское училище?
После освобождения из плена Ваня становится настоящим сыном полка. Затем от разведчиков он попадает к артиллеристам. И для капитана Енакиева становится настоящим сыном. И как бы Ваня ни сопротивлялся, его отправляют с фронта в мирную жизнь. Мальчик поступает в суворовское училище — так назвали открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров.
Были также созданы и нахимовские училища — для детей погибших моряков.
— Почему Ваня не сбежал на фронт из училища?
— Чем привлекает читателей Ваня Солнцев?
— Почему писатель дал своему герою такое имя и такую фамилию?
— Какого сказочного героя напоминает Ваня?
— Можно ли назвать повесть «Сын полка» сказкой?
Библиотекарь. Повесть «Сын полка» на многие годы становится одной из самых читаемых детских книг о войне. Валентин Катаев рассказывал: «Дети любят эту книгу, и до сих пор я получаю письма, в которых спрашивают, где сейчас Ваня Солнцев. Даже из других стран приходят письма.
Когда я на вопрос одного мальчика ответил: «Не было Вани Солнцева!», дети ахнули и посмотрели на меня как на злодея».
Учитель.
— Как вы думаете, почему так ответил писатель?
— Знаете ли вы какие-то действительные истории, похожие на судьбу Вани Солнцева?
— Какие стихи о детях и войне вы знаете?
Библиотекарь. Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Но и сегодня в мире неспокойно, и даже маленькие войны, которые иногда называют просто «вооруженными конфликтами», приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат их души.
Книги о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя, хотя бы немного пережить его, вспомнить погибших в годы Великой Отечественной войны, других войн, в которых участвовали граждане нашей страны.
Урок можно завершить обзором имеющихся в библиотеке книг по теме «Дети на войне».
Историко-культурная справка. Само выражение «сын полка» появилось в русском языке задолго до Великой Отечественной войны. Оно, очевидно, связано с названием комической оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти «Дочь полка» . Позднее рассказ «Дочь полка» написал Редьярд Киплинг.
О реальных прототипах катаевского «Сына полка» есть немало историй, хотя, по словам сына писателя, Валентин Катаев утверждал, что Ваню Солнцева и его конкретную судьбу «он выдумал, взял из головы». Но жизнь всегда шире вымысла: Катаев не отрицал и того, что «сыны полка» — «это явление». О судьбе одного бывшего сына полка Ивана Солнцева недавно рассказала журналистка Полина Иванушкина в газете «Аргументы и факты» .