«Стена», анализ новеллы Сартра
Новелла «Стена» была написана Жан-Полем Сартром в 1939 году. Как и большинству представительниц этого жанра, ей свойственны небольшой объем, малое количество действующих лиц, одна сюжетная линия, анализ одной проблемы, остросюжетность и неожиданная развязка.
Композиционная структура «Стены» полностью соответствует структуре классической новеллы: в ней есть завязка , кульминация и развязка . Стиль произведения отличается четкостью построения фраз и лаконичностью выражения мыслей. В «Стене» нет длинных, сложных описаний или
Время действия новеллы — конец 30-х годов XX века. Место действия — Испания. Историческая основа — гражданская война между республиканцами и анархистами. Примечательно, что историческая действительность в «Стене» используется автором исключительно для постановки проблемы.
Гражданская война создает необходимый фон и причину, по которой главный герой вынужден напрямую столкнуться с осознанием смерти. Таким образом реалистичное, на первый взгляд, произведение полностью входит в экзистенциальную литературную картину мира.
В «Стене»
В то время, как молодой мальчик Хуан Мирбаль боится физических страданий и погружается в слезы, Том Стейнбок пытается «заговорить» смерть, Пабло хочет умереть достойно и понять перед концом, в чем же все-таки суть? Три героя новеллы выражают три отношения человека к смерти: юное, неопытное, пытающееся забыться в страданиях ; универсальное, обыденное, приземленное ; активное, мыслящее, пытающееся докопаться до истины .
Столкновение со смертью позволяет главному герою лучше понять жизнь. Страх перед близким концом рисуется Сартром в начале через физические изменения героев и только затем психологические. Как только персонажи понимают, что они умрут, лица их становятся пепельно-серыми.
Мы видим такими Хуана и Тома глазами Пабло. Затем герой неожиданно для себя понимает, что и его лицо ничем не лучше лиц сокамерников. Они похожи друг на друга, как зеркальные отражения.
Как только приставленный к смертникам для изучения их физического состояния врач-бельгиец напоминает им о времени, Пабло начинает осознавать его как реально существующий объект. При этом окружающая действительность начинает расплываться у героя перед глазами. Вещи становятся иными — более отдаленными и живущими своей жизнью.
Живым человеком, страдающим от холода в промозглом подвале, рисуется и врач. Не зря Хуан в какой-то момент пытается укусить его розовую руку — она совершенно не вписывается в общую атмосферу, так как принадлежит жизни, а не смерти.
Время осознано. Мир отчужден. На следующем этапе Пабло понимает всю тщетность бытия.
Его перестает волновать любовь к Конче, за пять минут свидания с которой, он бы отдал жизнь. Его больше не заботит дядюшка Рамон Грис. Он не выдает его республиканцам только потому, что совершенно четко осознает: все люди смертны — так, какая разница, когда умирать? Осознание всеобщего конца лишает жизнь смысла. В ней остается место только юмору и бесстрашию.
Напоследок, Пабло решает пошутить над своими мучителями, предложившими подарить ему жизнь взамен жизни Рамона Гриса. Он отправляет их на кладбище и спокойно ожидает расстрела. Развязка «Стены» поразительна: солдаты действительно находят в указанном месте Рамона и убивают его. Жизнь Пабло Иббиеты спасена, но нужна ли ему такая жизнь, полностью осознанная и потерявшая смысл?
Этот вопрос Сартр оставляет открытым.