Урок для 5 класса по теме: «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла» — скачать бесплатно
Урок в 5 классе.
Тема урока: Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Цель урока :
Расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли художника в преобразовании этого мира.
Познакомить учащихся с искусством росписи жостовских подносов.
Задачи урока:
Знакомство с историей появления жостовских подносов, раскрыть детям секрет послойного жостовского письма.
Развитие у учеников навыков кистевого письма, свободного владения кистью и гуашевыми красками при выполнении цветочной
Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Воспитание интереса и любви к народному искусству, эмоциональную отзывчивость. Видеть и ценить труд художников, создающих неповторимые образцы жостовских подносов.
Оборудование и материалы:
Для учителя — компьютер, проектор , гуашь, кисти, бумага;
Для учащихся — гуашь, кисти , баночки для воды, ножницы, клей ПВА.
Ход урока
1. Орг. Момент. Организация посадочных мест по группам.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
2. Объяснение нового материала.
Слайд 1. Но прежде чем перейти к изучению
Слайд 3. Дымковская игрушка.
Слайд 4. Хохлома
Слайд 5. Гжель.
Слайд 6. Городецкая роспись.
Слайд 7. Матрешка.
Молодцы! Вы хорошо знаете промыслы России.
Слайд 8. Есть еще один удивительный промысел в России.
Слайд 9. Ребята, тема нашего урока: «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла». В начале 19 века в деревне Жостово, возник промысел по производству расписных металлических подносов. В 1825 году была открыта фабрика по производству подносов отцом и сыном Вешняковыми.
Жостовские подносы изготавливают из тонкой кровельной стали.
Слайд 10. Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака. Подносы просушиваются в печах при t 90.
Покрытие производится трижды, после чего поверхность подноса приобретает блеск.
Слайд 11, 12. Вот теперь поднос попадает в руки мастера-живописца. Традиционный мотив — цветочный букет на черном фоне.
Слайд 13. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева всех цветов роза, алые маки, звездчатые астры и георгины.
Слайд 14, 15, 16 Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополнить композицию могут более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики.
«Цветы»
Вот фиалка, вот тюльпаны, Георгины, розы, астры. Вот и лилии, пионы, Колокольчики и маки. Васильки, сирень, жасмин — Все вошли в букет один. А букет красив, душист!
От цветов и воздух чист.
Слайд.17, 18, 19 Постепенно, классический черный цвет фона, сменяется зеленым, красным, белым.
Слайд 20. Рядом с цветами можно увидеть пейзажи.
Слайд 21, 22. Фрукты.
Слайд 23. Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет живых цветов, он пишет, руководствуясь воображением. Крупные и мелкие цветы объединяются в классические композиции:
«Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», «Венок», «Полувенок».
Слайд 24. Композицию определяет форма подносов:
Гитарные.
Слайды 25-34. Этапы росписи жостовского подноса:
Замалевок.
Тенежка.
Бликовка.
Привязка.
Уборка.
Слайды 35-45: Ребята, а теперь давайте посмотрим, как создаются неповторимые по красоте и богатству росписи жостовских подносов.
Сегодня мы должны с вами научиться рисовать цветы в свободной кистевой манере жостовских мастеров.
3.Показ на доске. Учитель берет в руки кисть и показывает процесс рисования розы, ромашки, незабудки, тюльпана. Начнем с розы — королевы цветов.
В жостовских подносах она всегда в центре.
Учитель: — Нарисованные сегодня цветы вы наклеите на картонные заготовки, разной формы и цвета.. . Цветы наклеиваются на подносы в разные композиционные схемы: Первая группа составит «букет собранный», вторая группа — «венок», третья группа составит композицию «ветка с угла». Затем выполняется привязка — прорисовка мелких веточек и травинок на подносе. Последний этап — выполнение уборки, украшение края подноса золотой краской.
По окончании работы, когда поднос будет готов вы должны представить его нам, памятка для представления лежит на ваших столах.
4.Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся работают сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. А лист нужно поворачивать вокруг его оси так, чтобы рука с кисточкой всегда находилась в удобном положении.
В ходе работы учитель корректирует работу в группах.
5. Представление работ.
Памятка для представления работы.
В каком виде росписи выполнена работа?
В чем особенности жостовской росписи?
Какие средства выражения вы использовали?
Какова цветовая палитра на подносе?
Какие цветы вы изобразили?
6. Подведение итогов урока.
Анализ и оценка коллективных работ.
Вопросы для обсуждения:
Какие работы понравились?
Какими средствами передано настроение?
Что бы вы добавили, чтобы работа стала более выразительной?
Что такое «привязка»? Что к чему привязывают и каким образом?
От какого слова происходит термин «уборка»?
Как можно украсить Дом подносом?
В конце урока организуется выставка «Жостовские подносы». Ребята украшают класс.
Учитель: — Спасибо за урок! До свидания!