О повести «Казаки» Л. Н. Толстого
В основе повести — конфликт между людьми труда, для которых характерны чувства свободы, независимости и собственного достоинства, и дворянином Олениным, желающим сблизиться с жизнью казаков, но терпящим неудачу в этих своих попытках. Оленин отправляется на Кавказ с наивными надеждами на нравственное возрождение. Он весь во власти традиционных романтических представлений о Кавказе: он мечтает о подвигах, славе, необыкновенной любви… Для него «все мечты о будущем соединялись с образами Аммалат-Беков , черкешенок, гор, обрывов, страшных
Он даже оказывается способным почувствовать красоту кавказской природы, открывает для себя новый мир, совершенно непохожий на тот, в котором он жил ранее. В нем возникает желание стать простым казаком, подчинить себя законам, по которым люди «живут, как живет природа». Любовь к красавице-казачке Марьяне, дружба со старым охотником дядей Брошкой помогают Оленину признать превосходство жизни простых казаков.
Для Толстого очень важен был дядя Ерошка, изображенный в повести как олицетворение народной мудрости, добра и справедливости. Знакомство с ним раскрыло перед Олениным новый
Природа и человек, живущий по законам природы, представляют, по мнению Толстого, высшую ценность. Они способны очистить, облагородить и нравственно исцелить человека, выросшего в праздной городской атмосфере, в «цивилизованном» обществе. Но типично романтический сюжет разрабатывается у Толстого по законам реалистического искусства.
Никогда писатель не переходит границ, за которыми начинается нарушение жизненной правды. Никакого искупления не происходит и произойти не может. Оленин для Марьяны и дяди Ерошки навсегда остается человеком чужой, враждебной культуры; нет ничего, что могло бы помочь их духовному сближению.
Он нуждается в казаках, но для них-то Оленин чужак.
Вместе с тем реалист Толстой далек от идеализации казачьей жизни. Он видит, как появляются в станице новые нравы и обычаи, а старые патриархальные традиции исчезают. Характерно, что дядя Брошка оказывается в определенной степени уже чужим и непонятным для молодых казаков. «Нелюбимые мы с тобой, сироты!» — плача, говорит он Оленину.
Десятилетний творческий опыт, создание автобиографической трилогии, военных рассказов, повестей из крестьянской жизни, выработанные уже принципы психологического анализа, новый подход к изображению батальных сцен — все это во многом помогло Толстому при создании величественной эпопеи «Война и мир», которая знаменует собою качественно новый этап в идейном и художественном развитии писателя.