Внеклассная работа по литературе: десять направлений
В нашей сельской глубинке школа для многих детей — единственный и последний очаг гуманитарного образования и воспитания, а литература — предмет, который учит добру, истине, красоте и любви. Значит, мне, учителю, невозможно оставаться случайным человеком в жизни детей. А стать близким, понятным и принятым в душу можно только через совместный труд, через общение, любовь, сотворчество и сотрудничество.
Именно поэтому для себя определила основные составляющие своей педагогической технологии: Интерес — сотворчество — общение. Три
Хочу предложить коллегам ряд идей для внеклассной работы по литературе, рассказать о конкретных формах, в которых она может быть воплощена.
1. Неделя литературы
В нашей школе стало хорошей традицией ежегодное проведение интегрированной Недели литературы . Организуя Неделю, мы с успехом используем многие формы работы.
Конкурсные
Иногда используются аудиозаписи со стихами русских поэтов в исполнении авторов или известных актеров. Выступление лекторской группы на классном часе. В рамках Недели традиционным стало проведение классного часа на темы, связанные с Неделей. Заранее готовится группа лекторов из учащихся старших классов, определяются темы для младшего и среднего звена . Примерные темы: «Литературные места на географической карте», «Исторические события в художественной литературе», «Портреты А. С. Пушкина глазами художников», «Л. Н. Толстой в Казани».
Исследовательские конференции учащихся . Примерные темы: «Цветы в ботанике и в поэзии С. Есенина», «Литературные места на карте России», «Бородино глазами историков и литераторов», «Сад в понимании А. П. Чехова и биологов».
Обобщая опыт нескольких лет по проведению предметных недель, я пришла к выводу, что для детей и учителя удобнее проводить Неделю по тематическим дням. Это дает возможность затронуть наиболее интересные вопросы, сконцентрироваться на определенной теме. Заранее продумывается план, составляются мероприятия, назначаются ответственные. Предлагаю программу одной из Недель .
2008 год — юбилей Л. Н. Толстого. Поэтому общей темой Недели литературы стали слова «Л. Н. Толстой — это целый мир».
Дни Недели распределены следующим образом.
1-й день. Толстой — писатель-гуманист, педагог, философ .
2-й день. История глазами Л. Н. Толстого .
3-й день. Л. Н. Толстой на карте мира .
4-й день. В здоровом теле — здоровый дух .
5-й день. Мы читаем Л. Н. Толстого.
6-й день. «Уроки Л. Н. Толстого» .
2. Литературная гостиная. Литературный салон
Литературные гостиные позволяют школьникам раздвинуть рамки времени, стать самим активными участниками далеких или недавних времен и событий; играть роли и писателя , и его современников, и критиков. Это в свою очередь помогает учащимся не просто знать культуру разных веков, но и чувствовать ее, уметь воспроизводить в соответствующих самой культуре формах. Поэтому, кроме всего прочего , при проведении литературной гостиной много внимания уделяется оформлению интерьера зала в зависимости от эпохи.
Всевозможные декорации, макеты, эскизы костюмов, портреты, рисунки, выполненные юными художниками-декораторами, становятся важной частью происходящего.
Возможные темы: «Это светлое имя Пушкин» , «Пора вам знать: я тоже современник» , «Шесть лет промчалось, как мечтанье» , «Тургеневские девушки в гостях у Полины Виардо» , «Татьянин день», «»Чудное мгновение» А. П. Чехова».
3. Литературно-музыкальная композиция. Литературный монтаж
Провожу их с большим удовольствием. Назову лишь наиболее удачные из них: «Этих дней не смолкнет слава», «Мысли о добром и прекрасном» , «Жил и пел для нас» , «Огонь войны души не сжег» .
Учащиеся заинтересованы в проведении таких праздников, так как появляется у них шанс показать с пользой для себя и других заложенные природой способности: музыкальные, актерские, ораторские, танцевальные. Кроме того, участие в них помогает больше узнать о профессиях художника-оформителя, режиссера, сценариста. Это важно сегодня, когда школа переходит на профильное обучение. В таких мероприятиях принимает участие большое количество учащихся, особенно бывают активны те, кто не всегда может проявить себя на уроках.
Подбирая материал к таким мероприятиям, Дети учатся свободно ориентироваться в библиотечном фонде, работать с источниками.
4. Литературные игры
С увеличением количества развлекательно-познавательных передач и интеллектуальных игр в СМИ у школьников тоже появляется желание участвовать в них. Поскольку такой возможности у сельских ребят почти нет, постоянно стараюсь проводить игры типа «Поле чудес», «Колесо истории», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Счастливый случай», «Слабое звено», «Кто хочет стать отличником».
Школьники придумывают и предлагают свои версии игры, активно готовят вопросы и задания. Как ни странно, легкая развлекательная форма этих шоу оказывается весьма подходящей для осуществления образовательных и воспитательных задач.
5. Дискуссионный клуб
С учащимися 10-11-х классов систематически проводятся заседания дискуссионного клуба по актуальным проблемам современности: «Читать или не читать? — вот в чем вопрос», «Истинная любовь к отечеству. В чем она выражается», «Нельзя ли без жаргонизмов?», «Интеллигентность в моем понимании», «Современная литература для молодежи».
6. Кружковая работа
Она организуется каждый год в различных формах. Так, в 2005/2006 учебном году кружок проходил в форме читательского клуба «Литературно-исторические чтения» с учащимися 7-х классов по авторской программе. Занятия читательского клуба строились на основе произведений о Великой Отечественной войне и проходили по-разному: выразительное чтение, мелодекламации, литературно-исторические турниры, экскурсии в библиотеку и кинотеатр, диспуты.
С 2000 года с учащимися 5-6-х классов проводится литературный кружок «Я и мир вокруг меня» по УМК «Вокруг тебя — мир». Основными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность являются: медленное, выразительное чтение; инсценирование фрагментов произведений; самостоятельная работа; анкетирование и социологический опрос. Уровень активности учащихся повышается за счет интересного содержания внепрограммных произведений, творческого характера заданий, элементов состязательности, игрового проведения занятий, эмоционального воздействия.
На занятиях кружка органично используются Приемы арт-технологии , где умственное воспитание переплетается с социальным, эстетическим и оздоравливающим, чего трудно добиваться на уроках. Здесь уместны нестандартные формы деятельности с учащимися: мозговая атака, диспут, час открытых мыслей, читательская конференция, театрализованные представления, имитационное моделирование, заочные путешествия.
7. Проектная технология
Проекты на базе информационно-коммуникационных технологий являются интегрированными и ведутся совместно учителем информатики, учениками и учителем литературы. Результат деятельности практически всегда связан с созданием конкретного продукта. Это может быть информационный ресурс, проект, творческое дело, что особенно привлекательно для учащихся.
Учащимся 8-х и 10-х классов был предложен проект «Создание виртуальной картинной галереи И. И. Шишкина», посвященный юбилею города Елабуги. Предметное содержание дали литература и краеведение. В процессе реализации проекта ученики работали как с художественными текстами, так и с краеведческими и искусствоведческими изданиями, участвовали в экскурсиях, подбирали иллюстративный и репродуктивный материал в Интернете.
В результате такой работы появилась модель картинной галереи, по которой с учащимися 6-х классов была организована заочная экскурсия.
8. Смотр литературных газет
Мероприятие устраивается в школе как выставка-конкурс по юбилейному литературному календарю. При кабинете литературы успешно работает редколлегия, которая занимается выпуском компьютерных газет на литературные темы . Создание проекта требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей и распечатка на принтере, компьютерная правка, макетирование и выпуск.
Кроме того, над газетой трудится проектная группа детей-художников; некоторые из них подготавливают рисунки на бумаге, а другие сканируют их с последующей вставкой в номер. Таким образом, дети участвуют во всех этапах подготовки газеты. Эта работа способствует совершенствованию навыков литературного творчества и журналистской деятельности, овладению практическими навыками управления информацией в компьютере, вырабатывает навыки исследовательской деятельности.
9. Сюжетно-ролевые и познавательно-творческие игры
Отличительной особенностью сюжетно-ролевых игр является то, что учащиеся вместе с учителями представляют себя исполнителями определенных ролей. Особенно большое значение они имеют в нравственном воспитании, в развитии фантазии, воображения и речи. Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя творческие игры.
Для снятия эмоциональной напряженности учитель ориентирует ребят в игре на соревнование, которому присущ юмор, оригинальность и нестандартность решений и ответов. Игровых форм множество: литературные турниры; аукционы, викторины и игры по отдельным произведениям, авторам, по разделам литературы ; игры-конкурсы на лучшего кроссвордиста, на лучшего знатока литературных героев, событий и фактов.
10. Библиотечная деятельность
Невозможно представить организацию внеклассной работы по литературе без участия и сотрудничества учителя литературы и библиотекарей школьной и районной библиотек. В этом плане в нашей школе налажена четко отработанная система совместной деятельности. К постоянно организуемым внеклассным мероприятиям следует отнести такие формы, как День чтения, презентация новинок литературы, Книжкина неделя, читательские конференции, бенефис читателя, ежегодная церемония вручения учащимся школ медалей «Лучик» .
В рамках юбилейной даты детского поэта С. Я. Маршака мы с учащимися 6-го класса совместно с библиотекарями смоделировали новую форму внеурочного мероприятия — Литературный забор. Она возникла из увлечения любимого героя Тома Сойера, который любил организовывать покраску забора. Идея создания литературного забора пришлась по душе и увлекла ребят.
Технологическая цепочка подготовки и проведения данного мероприятия.
Оформительская группа учащихся приготовила «дощечки» забора из ватмана. Проектно-творческая группа подобрала и сгруппировала необходимый материал. Учащиеся распределились на добровольной основе на группы.
Каждая группа отвечает за «создание дощечки» литературного забора. При его проведении учитываются возрастные особенности и интересы учащихся; подобраны в основном игровые виды деятельности; включены элементы театрализации, творческого воображения. Дети могут заняться и своим любимым занятием — рисованием по собственному желанию.