Урок обществознания в 6 классе по теме «Семья — ячейка общества»

Урок обществознания в 6 классе по теме «Семья — ячейка общества»

Автор — учитель истории и обществознания Райзинк Елена Владимировна

Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Белоярский»

Цель урока: Формирование представления о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором происходит основная часть жизни человека.

Ресурсное обеспечение:

Мультимедийное оборудование, тетради, учебники, дидактический материал.

План урока:

Зачем люди создают семью.

Семья и государство.

Какие бывают семьи.

Если семья не выполняет своих обязанностей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент. Приветствие. Учитель обращает внимание на готовность учащихся к уроку.

Проверяют готовность к уроку, находятся рядом со своей партой. Приветствуют учителя.

Промежуток от 1 до 2 звонка.

Предлагает начать урок с фраз, которые были розданы

на перемене.

Предлагает прочитать начало пословиц и поговорок и продолжить их.

Изба детьми… .

Не нужен клад… .

В гостях хорошо… .

Не красна изба углами… .

Братская любовь… .

После выполнения этого задания спрашивает о предположениях ребят по поводу темы урока, его цели и задачах.

Формулирует вместе с ребятами тему урока, цели и задачи урока.

Предлагает план урока.

— Поговорим?

— О чем?

— О разном и о прочем.

— О том, что хорошо.

— И хорошо не очень.

— Чего-то знаешь ты.

— А что-то мне известно.

— Поговорим?

— Поговорим. Вдруг будет интересно?

Учащиеся выполняют задание учителя с пословицами и поговорками.

Учащиеся записывают тему и план урока в тетрадь.

» Прежде чем говорить о семье, давайте вспомним термины, которые мы уже знаем и которые могут нам пригодиться сегодня в нашем разговоре».

Учитель предлагает выполнить терминологическое задание на интерактивной доске.

Наследственность — Биологическое свойство организма, которое передается из поколения в поколение.

Личность — Качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни, в деятельности и общении с другими людьми.

Сознание — Это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает.

Индивидуальность — Особенность, уникальность, неповторимое своеобразие человека.

Отрочество — Так издавна называли подростковый период жизни человека.

Самооценка — Оценка человеком своих качеств, способностей, своей деятельности.

Эмоции — Это то, что определяет настроение человека в тот или иной момент.

Потребности — Это нужда человека в чем-либо.

Учащиеся подходят к доске и выполняют задание на соответствие терминов их определениям.

4 минуты

«Итак, сегодня мы говорим о семье. Для начала нашего разговора нам необходимо определить, как это слово объясняют словари. Прошу вас помочь мне найти это слово в словарях». Двум ученикам дается задание — работа со словарем. «Пока ваши одноклассники находят нам определения в словарях, я хотела бы напомнить вам, что в 5 классе на уроках истории мы с вами как-то рассуждали о том, что древний человек вряд ли смог бы выжит в одиночку. Почему?»

Двое учащихся занимаются поиском определения в словарях, а остальные отвечают на вопрос.

3 минуты

«Итак, ваши одноклассники нашли определения термина «семья», давайте послушаем их, найдем общие характеристики и попробуем самостоятельно сформулировать понятие «семья» и записать в тетрадь».

Определение, которые записываем в тетрадь: Семья — это группа людей, которые являются кровными родственниками или близкими людьми.

Учащиеся, работавшие со словарями, читают найденные определения и идет совместное обсуждение и выработка определения для записи в тетрадь.

Записывают определения термина в тетрадь.

4 минуты

«Продолжаем наш разговор… итак, мы вспомнили, что в древности, что человеку нужны были другие люди, прежде всего потому, что один он просто бы не выжил. В одиночку он не мог ходить на охоту, обрабатывать землю, мог погибнуть от голода и холода. А что же заставляет людей сейчас, в цивилизованное время создавать семьи, жить в семьях?»

Дети участвуют в беседе, отвечая на вопросы учителя о причинах существования семей — желания продолжать род, иметь детей, иметь душевную поддержку, понимание, любовь, смысл жизни.

5 минут

Проводит игру-разминку: «А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе, поиграем в игру » Встаньте те, кто…»

У кого есть старший брат.

У кого есть младшая сестра.

У кого есть младший брат.

У кого есть старшая сестра.

У кого бабушка и дедушка живут здесь, в городе.

У кого дальние родственники живут на «большой земле», в другом городе.

У кого есть сын или дочь.

Участвую в игре.

3 минуты

«Древний китайский мудрец Лао Цзы говорил, что если крепка семья, значит, будет крепким и государство. Вы согласны с этим? Аргументируйте свой ответ».

«Ребята, а вы знаете, как наше российское государство заботится о семье как маленькой ячейке общества?»

«Да, верно, государство понимает важность воспитания нового поколения граждан и помогает семьям — выплачивает Пособия матерям, которые не работают и ухаживают за младенцами. Государство установило выплату Материнского капитала для семей, которые решили иметь двух и более детей».

«В нашей стране существует специальный закон — Семейный кодекс, который устанавливает правила для семей. 2008 год был объявлен годом семьи, и в этот год проводилось много мероприятий, которые помогли людям понять ценность семьи. В России был принят новый праздник в честь семьи — 7 июля — день святых Петра и Февронии. Символом этого праздника является славный полевой цветок — ромашка».

Некоторые Дети могут дать правильные ответы.

Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе.

5 минут

«100 лет назад население России быстро увеличивалось, экономическое благополучие тоже росло не по дням, а по часам, причем большими темпами, чем в других странах. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек… Представьте себе Дом на селе. Начало двадцатого века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки — все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит… такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших… Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу. Детей в семьях было много. Каждый член семьи занимается своим делом. Глава семьи заботился об экономическом благополучии, нравственном поведении членов семьи. Подростки работали наравне с мужчинами, но имели свободное время на гуляния. А старики занимались пчеловодством, чинили сбрую, мелкий инвентарь, плели лапти, вили веревки, учили этому маленьких ребятишек. Женщины вели хозяйство, содержали двор, скот; пряли.

Семьи были разные. Посмотрите на слайд. Если в семье проживают родители и дети, то такую семью называют Двухпоколенной. Если же в семье живут еще и бабушки и дедушки, то эта семья — Трехпоколенная. А если прабабушки и прадедушки? .

А еще существуют семьи неполные, когда по каким-то причинам один из родителей. Но неполная семья не означает, что она хуже, чем полная. Главное, чтобы все члены семьи старались, чтобы дома было тепло и уютно».

Слушают рассказ учителя, могут вступить в беседу.

Рассматривают схему и переносят изображение в тетрадь.

5 минут

«А всегда ли в семье бывает тепло и уютно? Всегда ли в ней царит любовь и внимание, забота и понимание? Есть такие семьи, о которых, вы, наверное, слышали с экранов телевизоров, в которых не заботятся о детях, не обращают внимание на их воспитание, образование. В этом случае и помогают законы, о которых мы уже с вами говорили — законы, которые защищают права детей». Демонстрация слайдов.

» Но и у детей есть обязанности в семье. Какие?» Предлагаю начатые предложения тем, кому я даю мяч в руки:

«Мне приятно, когда в моей семье…»

«Моим родным приятно, когда я…»

Принимают участие в беседе. Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание.

5 минут

«Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог урока вместе. Как вы считаете, что было главным сегодня? Что вас больше всего заинтересовало? Какими новыми знаниями вы поделились с родителями? Посетили ли вас мысли, о которых вы не успели сказать на уроке? Может, возник какой-то вопрос? Что вам понравилось особенно на сегодняшнем уроке? Может, возник какой-то вопрос? Как вы считаете, кто сегодня был особенно активен? Чьи ответы вам особенно понравились? Кто, с вашей точки зрения, сегодня заслуживает оценки «5»?

Выставление оценок с комментариями.

Запись домашнего задания с комментариями.

§ 7, — читать, приготовить рассказ, альбом, презентацию, семейную газету на тему «Чем мы любим заниматься всей семьей, когда собираемся вместе?»

Учащиеся записывают домашнее задание в тетрадь

3 минуты

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок обществознания в 6 классе по теме «Семья — ячейка общества»