Работать по-сочински

Когда на излете бесконечной третьей четверти я получил приглашение Сочинского центра развития образования провести курсы повышения квалификации для словесников, мои московские коллеги в один голос сказали: «Везет! Пальмы, море…» И мечтательно закатили глаза. Все мои попытки объяснить, что я еду в командировку, Работать, потерпели неудачу: «Да брось ты!

Кто в Сочи работает? В Сочи ездят отдыхать! Там же море и пальмы…»

Действительно, море открылось во всей своей красе уже из окна самолета, а пальмы — растущие прямо из

земли, без всяких кадок — обступили сразу же в аэропорту. А еще цвела мимоза, тюльпанное дерево и прочие «чудеса ботаники» — и одуряюще пели птицы. Все оказалось так, как мне предсказывали в Москве, и даже еще сказочнее. Все, кроме одного: в Сочи тоже работают. Причем много.

По крайней мере учителя.

В этом мне пришлось убедиться в первой же школе из числа тех, где удалось побывать, — школе № 77, которая находится в поселке Лоо. Ее директор, Елена Владимировна Смирнова, рассказала мне, что основана школа была еще в 1934 году, но нынешний номер получила лишь в 1947 году и поэтому скоро готовится отметить свое 60-летие.

В 1963 году вокруг школы усилиями учителей, учеников и родителей начал создаваться дендропарк, который теперь разросся и может соперничать с серьезными ботаническими садами.

В этом я убедился во время экскурсии по дендропарку, которую проводила для меня нынешняя его хранительница, Маргарита Мисаковна Келеменян, преподающая в этой школе биологию уже сорок лет. Из самых разных мест планеты в дендрарий привезено более 120 видов растений, подобранных так, чтобы цветение их продолжалось практически круглый год. Одних хвойных — в том числе и реликтовых — в дендропарке больше двух десятков видов.

А гордость школы — огромный кедр — растет прямо посередине школьной столовой: когда приступали к строительству здания, решено было оставить это мощное дерево, а стены возвести прямо вокруг него. Интересно, есть ли еще в России такая школа, из центра которой, пробивая крышу, устремляется ввысь гигантское дерево?

Мне показалось, что это своего рода символ, который объясняет востребованность и успешность школы № 77: дерево самой природой назначено соединять миры . 77-я — своеобразный центр большого поселка, входящего в состав Сочи; практически все его жители — выпускники этой школы, они приводят сюда своих детей, они приходят сюда работать . В школе учатся Дети почти двух десятков национальностей — и никогда никаких проблем на национальной почве здесь не возникало. Просто все — большая, общая семья, ветви одного дерева. «Нам не нужно поддерживать традицию «гуттаперчево» — она у нас живая», — в ответ на мой вопрос о том, как получается так жить, сказала мне Е. В. Смирнова. Живая, как деревья в парке, как школьный кедр…

И все-таки без постоянных усилий не вырастет никакой сад. Значительную роль в формировании благоприятного климата в школе, в тех успехах, которыми славятся выпускники 77-й , играют гуманитарные предметы, и особенно литература. Один из лучших сочинских словесников Марина Владимировна Мищенко, много лет работающая в 77-й школе, считает, что залог успеха — в содружестве учителей, в сознании общего дела, которое пусть в трудных условиях, но должно совершаться вместе.

Может быть, поэтому так много рассказывала за эти дни Марина Владимировна о коллегах, о совместных проектах. Особую роль в делании общего школьного дела играет в 77-й библиотека и ее хозяйка Ирина Усмановна Имгри, тонкий и умный человек, книгочей, поэт.

Иными словами, скоро я понял, почему именно здесь, в школе на высоком берегу моря, в окружении бамбуковых зарослей и кипарисовых рощ, было решено проводить городские курсы для словесников. И очень благодарен за этот выбор Галине Сергеевне Капитоновой, методисту СЦРО, усилиями которой и стал возможен приезд газеты «Литература» в Сочи. Галина Сергеевна — бесспорно, главный человек в сочинском литературном образовании. Вслед за классиком я назвал бы ее «матушкой-командиршей», если бы эта изящная, молодая, энергичная женщина не была похожа на киноактрису и кавказскую княжну одновременно. Работоспособность ее колоссальна: еще только, кажется, началось Утро, а она уже успела провести уроки в школе, доехала на другой конец города, чтобы попасть на лекцию, при этом по мобильному телефону решила несколько важных организационных вопросов с начальством и коллегами.

А впереди еще плотная работа на курсах, обсуждение планов с сотрудниками СЦРО и главными ее помощниками во всех начинаниях Г. В. Глуховой и К. Ч. Даржанией, пешеходная экскурсия по городу для «московского гостя» — и дальше, дальше, дальше… И так — каждый день, много лет подряд. Думаю, именно на таких неуспокоенных, стремительных и энергичных людях держится наше российское образование.

Галина Сергеевна убеждена: самое страшное для учителя — оказаться в колее, замкнуться в своем профессиональном коконе, остановиться. Именно поэтому она тормошит и не дает покоя, именно поэтому старается пригласить из разных мест России специалистов по методике преподавания литературы, авторов программ и учебников, ученых, педагогов, чтобы они передавали свой опыт сочинским учителям. А сочинские учителя, сказала мне Галина Сергеевна, самые лучшие учителя.

Они хотят и умеют учиться.

В этом мне довелось убедиться на практике. Три дня, с утра и до вечера, мы со словесниками из разных школ города говорили о том, как сегодня можно построить интересный урок по литературе. Ведь ни для кого не секрет, что значительная часть уроков литературы проходит сегодня по старым, уныло-методическим лекалам, в итоге не затрагивая ученика.

В условиях, когда степень обязательности предмета в школе стремительно снижается, перед учителем встает проблема поиска мотивации для занятий ребенка литературой.

Творческими учителями накоплен целый арсенал приемов такого построения уроков, при котором удается заинтересовать учеников деятельностью, связанной с литературой. Мы с сочинскими словесниками на практике отрабатывали эти приемы, моделировали уроки, обмениваясь друг с другом находками. Коллеги из Сочи покорили меня своим бесстрашием и открытостью, творческим зарядом и желанием развиваться. Конечно, им было трудно, многое было непривычным, но подобное общение может помочь учителю встать на путь самостоятельного творческого поиска, а значит, сделать урок литературы интересным в первую очередь для себя.

Именно собственный интерес, готовность к творчеству и свободе самовыражения должны лечь в основу современного урока литературы — в этом мы едины с сочинскими учителями.

Очень важно, чтобы профессиональное общение было взаимным. Сочинские учителя многим могут поделиться с коллегами. Свой опыт работы по программе Г. С. Меркина, на которую начали ориентироваться школы в Сочи, блистательно представила Елена Владимировна Давыдова, учитель школы № 10 . По ее словам, учебники для среднего звена написаны так, что учителю не нужно тратить много времени на подготовку к уроку — все необходимое есть уже в самом пособии . «Бывает так, что учитель сам по себе, учебник сам по себе, — говорит Елена Владимировна. — Здесь не так: ты чувствуешь, что все организовано для тебя». Сказанное Е. В. Давыдова подтвердила на открытом уроке в 8-м классе, который был проведен по повести В. Распутина «Уроки французского». Замечательно, что очень много говорили дети.

По их лицам было видно: урок литературы для них — праздник. Надеемся, что читатели нашей газеты в скором времени встретятся на ее страницах с работами Е. В. Давыдовой.

В Сочи также накоплен интересный опыт использования ИКТ на уроках литературы. Ольга Анатольевна Малахова, учитель школы № 24 , разрабатывает оригинальные компьютерные уроки и интеллектуальные игры по литературе. Мы присутствовали на одной из таких игр, она называлась «Золотой век русской литературы » и фактически представляла собой итоговый зачет по нескольким темам курса 9-го класса. Но в отличие от традиционного зачета, этот проходил очень живо и ярко. Использование видеоряда, аудиосопровождение, работа с интерактивной доской существенно повышают мотивацию современного подростка, для которого компьютерный «язык» практически становится естественным языком.

Учителю тоже нужно его осваивать.

Директор школы Ирина Борисовна Васильева считает, что пришло время распространять конкретный опыт учителей, работающих с ИКТ-технологиями, и выпускать диски к урокам по разным предметам. На этих дисках могли бы быть размещены уроки-презентации, аудио — и видеоматериалы к разным разделам курсов, игры, работы учеников. С подобными же предложениями обращались к нам и во время Марафона учителя из Петербурга и Челябинска.

Сейчас мы прорабатываем такую возможность и хотели бы обратиться к вам, нашим читателям, с вопросом: как вы относитесь к идее выпускать диски для ИКТ-уроков по литературе? Какие материалы будут самыми востребованными? Есть ли у вас материалы, которыми вы хотели бы поделиться с коллегами?

Если вы работаете или собираетесь работать с компьютером на уроках литературы, просим вас заполнить анкету на с. 4 и выслать нам.

За несколько дней в Сочи мне удалось увидеть и узнать очень многое. Но еще больше осталось пока за кадром и зовет приехать снова. От имени сочинских учителей я приглашаю вас в этот замечательный город.

В нем можно хорошо отдохнуть — но и многому научиться. Потому что здесь умеют работать по-настоящему.

Сергей Волков

Ряд героев нашего сюжета выдвинут в 2007 году на грант Президента в рамках национального проекта «Образование». Мы искренне болеем за них и надеемся, что к моменту выхода номера их имена окажутся в списках победителей.

Анкета ИКТ на уроке литературы

1. Используете ли Вы компьютер на уроке литературы ? Как именно? Есть ли у Вас возможность проводить уроки литературы в компьютерном кабинете?

2. Какие цифровые образовательные материалы , с Вашей точки зрения, нужны для урока литературы в первую очередь? Если бы Вы искали в продаже диски к уроку литературы, то какие материалы привлекли бы Ваше внимание прежде всего?

3. Какова роль школьника на уроке с использованием ИКТ? Они только «потребители» урока или помогают Вам в подготовке таких занятий? Используете ли Вы ИКТ для проектных работ со школьниками?

4. Интересен ли Вам опыт коллег в области использования ИКТ на уроках литературы? Если да, то в какой форме его стоит представлять?

5. Обучались ли Вы на курсах ИКТ в последние два-три года? Нужны ли такие курсы специально для учителей литературы, или достаточно получить общие навыки работы на компьютере? Чему бы Вы хотели научиться еще?

Ваше имя, стаж работы

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Работать по-сочински