Образ Пети Ростова. Внутренний диалог как способ раскрытия характера
Роман Л. Н. Толстого » Война и мир » — огромное эпохальное полотно. Перед читателем предстают судьбы отдельных героев и целых семей, например, семей Ростовых, Болконских, Курагиных. Любой роман состоит из отдельных эпизодов, сюжетно связанных между собой.
Каждый эпизод важен для раскрытия того или иного характера, сюжетной взаимосвязи, судьбы героя. С целью анализа характера Пети Ростова обратимся к эпизода из 4 тома «Войны и мира», рассказывающего о первых впечатлениях Пети в партизанском отряде.
Петя — самый младший в
Он романтик, война глазами Пети — лишь приключение, возможность показать себя. Ему не страшно: на войне Петя должен обязательно быть в центре событий, на передовой, чтобы осуществить свою заветную мечту — совершить подвиг, героический поступок. Но «генерал именно запретил Пете участвовать
И все же, приказ для военного — закон.
Доброта, которая окружала мальчика в семье, сделала его чутким, отзывчивым, способным к состраданию. «Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей». И это чувство искреннее. Он любит всех однополчан, пытается сделать для них приятное: предлагает свой ножс. к, угощает изюмом. В партизанском отряде бойцы любят Петю, относятся к нему по-отечески. Но Ростов стремится выглядеть старше своих лет, доказать окружающим, что он уже взрослый и само-стоятельный.
И вместе с тем в этом эпизоде он по-детски наивен, хотя и стесняется этого.
Петю беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен. Он ровесник Ростова, такой же юный и неопытный. «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили его?
Не обидели ли?» — внутренний монолог показывает доб-рожелательное отношение Пети к пленному. Для него Винсент Босс не враг, а по-павший в беду совсем юный солдат, и ему просто необходимо помочь. Петя просит Денисова пригласить Винсента поужинать вместе с партизанами.
Ведь даже к плен-ным нужно относиться по-человечески. Мальчик-француз видит в Ростове друга, готового прийти на помощь любому в трудную минуту.
Благородство Пети идет от души, однако он стесняется своего поступка. Воз-можно, кому-то из бойцов покажется малодушием то, что Петя Ростов пожалел врага: «Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. Он только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику».
Автор иронизи-рует над своим героем. Быть настолько чутким, искренним, доброжелательным к врагу — вот настоящая доброта и любовь к людям.
Чтобы раскрыть характер героя, автор использует прием внутреннего диалога. Именно посредством изображения размышлений Пети читатель понимает, насколько велико его желание совершить подвиг во что бы то ни стало и насколько огромной была его любовь к людям.
Большое место в этом эпизоде занимает диалог. Через речевую характеристику мы лучше узнаем героя.
Фразы у Пети отрывисты, он быстро переключается с одного на другое. В окру-жении опытных бойцов Ростов чувствует себя неловко, стесняется. Петя пытается казаться взрослее своих лет и, когда это у него не получается, краснеет. Окружающие должны принимать его таким, каким Петю воспитали в семье: доверчивым, стеснительным, добрым, романтичным.
В этой непосредственности его очарование, за это бойцы любят Петю, хотя иногда в душе и посмеиваются над его поступками.
Я думаю, что, прочитав этот эпизод, Петю полюбит любой читатель за его ду-шевную теплоту, человеколюбие, детскую наивность, романтические мечты. Это свойственно не только ему, но и всем Ростовым. Вспомним судьбы Наташи, Нико-лая. Они такие же открытые, чуткие, милые, способные к состраданию люди, как и их младший брат. Родители смогли воспитать в своих детях лучшие качества, именно это и ценит Толстой в семье Ростовых.
И очень жаль, что милый Петя, следуя своей романтической мечте — совершить подвиг, погибает. Я думаю, что из Пети мог бы получиться благородный офицер и прекрасный человек.