Герой трагедии У. Шекспира «Тимон Афинский»
Историческим прототипом Тимон Афинский явился Тимон, живший в Афинах в период Пелопонесских войн , о котором упоминает Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» в биографиях Марка Антония и Алкивиада. По свидетельству Плутарха, Т. не был богатым человеком; испытывая нужду, он обратился к друзьям за помощью, получил отказ и возненавидел не только их, но и весь род людской. Свою ненависть к людям Тимон Афинский выразил в эпитафии, которую велел вырезать на своей могиле.
В литературе образ Тимона Афинского еще задолго до Шекспира стал символом
В дошекспировской литературе Т. А. играл роль сатирического персонажа. Комедию о Т. А. написал Боярдо , его имя встречается на страницах «Опытов» Монтеня , а также в сборнике новелл и легенд Пейнтера «Дворец наслаждений» . Для ренессансной литературы Т. А. был персонажем абсолютно отрицательным, образцом человеконенавистничества. Например, Монтень порицает мизантропию Т. А., коей противопоставляет другую цель: «общаться с людьми и созидать», а в уединении — мыслить, расширять круг своих интересов.
У Шекспира Тимон Афинский — трагическая личность. Поначалу всей душой любивший людей, стремившийся помогать им бескорыстно и разорившийся вследствие этого, он в один день познает всю людскую неблагодарность, корысть и злобу. Мир, казавшийся ему светлым, в один миг становится черным и ненавистным.
В гневе он убивает одного из своих обидчиков, за что его изгоняют из Афин. Трагедию Т. А. определил его антагонист в пьесе, философ-циник Апемант: «Ты в жизни никогда не знал середины, тебе ведомы лишь крайности» .
Во многом образ Тимон Афинский схож с образом Лира: существует предположение, что эти две трагедии Шекспир писал практически одновременно, — их объединяет тема людской неблагодарности. Но трагедия ТА., по замыслу Шекспира, есть также трагедия окружающих его людей, изменивших своей человеческой природе: «Афины превратились в лес, полный зверей» , а «лютый зверь добрее человека» . С особой силой трагизм образа Т. А. раскрывается в трех его монологах: проклятие Афин , проклятие золота , о всеобщем воровстве . Но жизнь в одной только ненависти невозможна для человека, и Т. А. умирает, проклиная мир, людей и себя самого.
Образ шекспировского Т. А. получил особенную известность после того, как в XIX в. на него обратил внимание К. Маркс. В «Экономических и философских заметках» содержится прямой комментарий к ТА.: «Шекспир превосходно показал сущность денег… Это универсальная шлюха, всеобщая сводня». Многие критики с некоторой иронией замечают, что «хотя Маркс, конечно, стал бы коммунистом и не читая «Тимона Афинского», но то, что он прочел его, помогло ему кристаллизовать свои идеи» .
Современные исследователи расходятся в своих взглядах на образ Т. А. Одни считают его «наиболее развенчивающим иллюзии» и «циничным» из всех шекспировских образов. Другие утверждают, что Шекспир в Т. А. подошел к невероятной и непостижимой границе своего трагического взгляда на мир .