История любви в романе Л. Костенко «Маруся Чурай»
Творчество Лины Костенко вместе с произведениями Дмитрия Павлычко просветила дорогу в литературу целой когорте молодых талантов, которые с того времени выбрали имя «шестидесятников». Ее поэтическая звезда не угасала и никогда не угаснет на литературном горизонте, так как это талант сильный и яркий. Чудеснейшая лирика Лины Костенко пленит душу, принуждает волноваться, мечтать, любить. Добротой, высоким пафосом, теплотой милосердия, хлопотами о человеке веет от каждой ее строки.
И рядом с этими поэзиями — историко-философский, социально-психологический
Рассказывая о жизни украинских городов и сел периода освободительной войны украинского народа под проводом Богдана Хмельницкого, автор воссоздает блестящую галерею народных образов. Очень точно обрисована главная героиня — Марусю Чурай. Документальные данные о Чураивне скупые и противоречивые, никаких письменных документов о жизни девушки не имеем, кроме ее песен, которые сохранились в народных пересказах.
И все же с учетом исторических, социальных
Светлой и вместе с тем трагической фигурой вошла в нашу историю легендарная поэтесса-певица из Полтавы. О Марусе Чурай написаны повести, пьесы, поэмы. Легенда обросшая такими жизненными деталями, которые воспринимаем как реальность. Маруся Чурай, по перессказам жила в Полтаве в 1625-1650 годах, любила мальчика Григория Бобренка.
Как удостоверяют легенды, любовь Маруси и Григория была несчастливой и закончилась трагически. Эта сюжетная линия разворачивается на фоне важных исторических событий, связанных с борьбой украинского народа за возобновление своей государственности, за освобождение родной земли от пут социального и национального рабства.
Автор романа добросовестно придерживается исторической правды, по-новаторски осмысливает образ легендарной народной певицы. Поэтесса поставила ее выше личной трагедии и подняла к уровню высоких проблем жизни и борьбы родного народа за волю. Маруся наделена поэтическим талантом.
Она полностью понимает важность своего художественного призвания. Сердце Марии исполняется гордостью, когда она слышит, как казацкий полк поет ее песни.
Любовь она понимает как полнокровную жизнь в общине, как творчество, как проявление заинтересованности к своим делам, которыми живет не только узкий круг знакомых и родственников. Маруся стремится к действию, хочет познать человеческую радость и страдание в их полноте и всеохвате. Супружеская жизнь трактуется как общность единомышленников, которых соединяют прежде всего духовное равенство, высокие, чистые, ничем не запятнанные чувства.
Супружеская верность для Маруси Чурай равнозначна верности своему народу, любви к отчизне, глубокому почету к культуре, к произведенным веками и тысячелетиями норм сожительства людей. Итак, чувство обязанности и личная добропорядочность для нее неразрывное целое.
Вот почему образ Маруси Чурай выступает в единстве с образом Украины. И не потому, что талантливая девушка вырослав среде, где держится с достоинством народная мораль, где основным правилом человеческого поведения всегда выступала неневерная любовь к отчизне, сочувствию за счастье и процветание народа. Роман Лины Костенко «Маруся Чурай» не может не нравиться, ведь он вводит нас в духовный мир наших предков, раскрывает забытые страницы истории, на достойных образцах учит общественному мужеству, пробуждает чувство собственного достоинства, причастности к большой истории большого народа.
Маруся Чурай живет в ее замечательных песнях, в памяти народной. Пересказы о ней живут в возрастах.
Уплывают Года, и много художественных произведений, которые казались в свое время чрезвычайно важными и актуальными, отходят в небытие, но есть такие достижения человеческого таланта, которые становятся нетленными духовными ценностями. Прошло уже три десятилетия со времени первого выхода в мир исторического романа «Маруся Чурай», тем не менее новые поколения украинцев взволнованно его читают, и никого не оставляет равнодушным ни судьба Маруси, ни давно отшумевшие события. Роман воспринимается современно, его значение в украинской литературе непересекающееся, он и сегодня оказывает содействие прогрессу нашей наций вперед — к утверждению государственности.
И насколько важно, что на этом тяжелом пути безотцовщины, люди не без рода и племени, а люди, преисполненные национального достоинства и гордые за героическое прошлое своего народа!