Поэма «Паноптикум» Арагона: гимн победе
Поэма «Паноптикум» -переходное произведение от трагических сборников к стихам о борьбе, о сопротивлении. «В четвертое лето нашего Апокалипсиса на горизонте свет возник» — остается позади ужасное время, когда господствовала ночь, а раненое сердце поэта исторгало жалобы и плачи. Еще властвуют палачи, но из образа ранее безраздельной, нерасчлененной ночной тьмы теперь выделились конкретные лики врагов. Враги стали экспонатами Паноптикума, музея, где выставлены для обозрения восковые изображения безобразных уникумов — враг скорее
Арагон создает сатирические портреты гитлеровских палачей и их угодливых приспешников, возрождая традицию французской сатирической поэзии.
Рядом с иронической интонацией, с карикатурными образами — в поэме ритмы могучего наступательного порыва. Словно прижимает к стене всю нечисть грозная поступь александрийского стиха первой части поэмы, чеканных и резких двустиший приговора, возвещающего об обреченности жалких призраков, выявляющего гнев поэта, гнев Франции . Еще сильнее финал, седьмая часть поэмы. Вновь меняется интонация.
Заключительные картины создают образы страны,
Они повторяются настойчиво, как клятва, как акт мужества, акт слияния поэта с отчизной.
Героическое сопротивление отразил сборник созданных в 1943- 1944 годах стихов «Французская заря». Сборник проникнут духом подполья, в котором создавалось и распространялось это произведение. Гнев — основной мотив всего сборника, как и поэмы «Паноптикум».
Но уже не только гнев. Распрямляется, встает во весь рост человек в стихотворении «Прелюдия к французской заре», открывающем сборник. В этом поэтическом введении — темы предшествовавших поэтических произведений Арагона. Здесь, как в первых сборниках, «человек оскорбленный, обманутый, скорбный, усталый». Но тут торжествует новая тема: «великая сила народа теперь — словно мощный поток».
Этот поток захватывает поэта.
Поэт, лирический герой стихотворений,- активный участник изображаемых событий, трибун, поднимающий народ на борьбу. Арагон пишет «Романс о сорока тысячах», «Песню франтирера», «Французскую песню», «Французский марш», «Песню Страсбургского университета», «Славу» и др. Возникает образ разгневанной, поднимающейся на борьбу Франции, ее отважного народа. В сборнике «Французская заря» реже, чем в прежних сборниках, встречаются исторические экскурсы. Но и само обращение к прошлому теперь свидетельствует об изменении настроений, об углублении реализма: это прошлое прежде всего — славная революционная традиция французского народа.
Неоднократно возникает тема революции XVIII века, мотив «Марсельезы». Арагон напоминает о Вальми и других событиях, само упоминание о которых должно вызывать у французов чувство гордости и мужества. Уже не только герои из прошлого воссоздаются Арагоном — в его поэзии возникает образ современного героя-патриота.