Место Петербурга у Достоевского
Для Достоевского Петербург с самого начала был и навсегда остался «самым
Фантастическим городом с самой фантастической историей», «самым отвлеченным
И умышленным городом на всем земном шаре». Об этом сказано в «Зимних
Заметках о летних впечатлениях» и в «Записках из подполья» .
Как это было у Гоголя, фантастика и «умышленность» Петербурга, так остро
Почувствованные Достоевским, существовали в его видениях и прозрениях не
Сами по себе, а в единстве с «тускло прозаическим и обыкновенным, чтобы
Сказать: до невероятности пошлым».
Таким мы видим Петербург уже в самых
Ранних художественных произведениях Достоевского. Несчастный Макар Девушкин
Из «Бедных людей», робкий и великодушный, с тяжкого похмелья стремительно
Бродит по Фонтанке и Гороховой, «чтобы как-нибудь освежиться», и наблюдает
Резко контрастные сцены столичного быта, на который, при всей их
Будничности, тем не менее лежит печать чего-то странного, необыкновенного.
Эти картины еще сильно отдают Гоголем, но как все меняется уже в
«Двойнике», снабженном и подзаголовком: «Петербургская поэма». Вот
Единственная в своем роде, подвергшаяся, как только она появилась,
Близорукому осуждению, да и доныне, пожалуй, не разъясненная в должной
Мере.
Здесь уже безраздельно господствует двуединая стихия «пошло-
Фантастического», и сам замученный галлюцинациями пошлейший Яков Петрович
Голядкин, с его нелепыми повадками и ужимками, с его горячкой и смятением,
Есть ничто иное, как исчадие такого же горячечного, фантасмагорического,
Ненадежного и внушающего неописуемый страх Петербурга. Вот ровно в полночь,
Когда бьют часы, выбегает господин Голядкин «вне себя» все на ту же
Набережную Фонтанки возле самого Измайловского моста (участок города для
Дальнейшего дотошного описания выбран безошибочно!) — и словно растворяется
В ненастной петербургской ночи. А ночь в самом деле была ужасная —
«ноябрьская, мокрая, туманная, дождливая, снежливая, чреватая флюсами,
Насморками, лихорадками, жабами, горячками всевозможных родов и сортов,
Одним словом всеми дарами петербургского ноября. Ветер выл в опустелых
Улицах, вздымая выше колец черную воду Фонтанки и задорно потрагивая тощие
Фонари набережной, которые в свою очередь вторили его завываниям тоненьким,
Пронзительным скрипом, что составляло бесконечный, писклявый, дребезжащий
Концерт, весьма знакомый каждому петербургскому жителю».
Петербург Достоевского — это прежде всего город, связанный с
Трагическими судьбами его героев. «В атмосфере туманов этого призрачного
Города» зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в
Которых преступаются границы человеческой природы. Все сконцентрировано и
Сгущено вокруг человека, «оторвавшихся от божественных первооснов». Попадая
В Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном духовном
Пространстве, несколько напоминающим гоголевский и некрасовский город, но
Еще более жестокий, фантастический и реальный одновременно. Распивочные,
Трактиры, трущобы, полицейские конторы, Сенная и Калава, убогие, темные
Комнаты, квартиры ростовщиков, черные лестницы, облитые помоями — вот фон,
На котором развязываются конфликты и трагедии «самого петербургского»
Романа Достоевского — » Преступление и наказание «. Многие блуждания главных
Героев происходят на закате . Это странная,
Призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в
Петербурге.
Ф. М. Достоевский считал, что большой город — дьявольское создание
Цивилизации — имеет на душу человека пагубное влияние. Настойчиво и
Подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мерзость
И смрад, запыленный городской камень, от которого нигде нет спасения. Это
Неживая материя, которая подавляет, порабощает человека, задыхающихся в
Этих каменных бесчувственных громадах. «Город — трагическая судьба
Человека. Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал
Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и
Скитальничестве». Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в
Окружающую его действительность. Столица николаевской империи предстала
Перед ним со всеми своими контрастами и противоречиями. Многое ему
Показалось странным и непонятным. «Еще с детства, затерянный, заброшенный в
Петербурге, я как-то все боялся его. Петербург, не знаю почему, для меня
Всегда казался какой-то тайной». И в эту тайну хотелось проникнуть, понять,
Как и чем живут жители громадного города — и в первую очередь обитатели
Нищих кварталов. Все чаще задумывался Д. над участью бедных и обездоленных
Людей, и у него возникало страстное желание рассказать о их жизни.