О занятиях по литературе в IV-V классах
Одна из самых важных задач занятий по литературе в IV-V классах — обучение детей речевым умениям. Главная основа развития речи у детей — развитие их мысли, обогащение эмоций и чувств, формирование оценочного отношения к прочитанному. Выше уже приводились примеры того, какую работу выполняют учащиеся, осмысливая содержание произведения, углубляя свое представление о его героях, наблюдая за художественным словом.
Именно в процессе всей этой аналитической работы и происходит активное развитие речи на уроках литературы, обогащается
В начале года дети знакомятся с героическим народным эпосом, летописной повестью. Изображение воинского быта, своеобразный язык былины и повести представляют большую трудность для учащихся. В это время особое значение имеет работа с картиной и иллюстрацией, содержание которых рассматривается в соотнесении с литературным произведением.
Под руководством учителя дети осваивают необходимую для воспроизведения содержания картины или рисунка лексику, подбирают нужный материал из текстов и готовят рассказ или сочинение.
Темы, предлагаемые
Покажем общее содержание и направление работы по развитию речи на уроках литературы в V классе.
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Пересказы, близкие к тексту. Устный рассказ об Илье Муромце по плану с цитированием и пересказом. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри» .
И. А. Крылов. Басни. А. С. Пушкин. Стихотворения. » Дубровский «.
Н. А. Некрасов. «На Волге». В. Г. Короленко. «Дети подземелья».
Устный рассказ по пословицам из басен . Словесное рисование. Устные пересказы . Рассказы о героях повести , письменные или устные. Обучающее изложение с элементами рассуждения.
Устные рассказы по иллюстрациям к повести. Письменное сочинение по картине И. Репина «Бурлаки». Устные пересказы эпизодов повести. Письменный ответ на вопрос . Гомер.
Устные рассказы о героях с элементами сравнительной характеристики.
Особое внимание необходимо уделить развитию устной речи пятиклассников. На эту работу ориентируют учителя вопросы, требующие от учащихся разнообразных пересказов. Пересказы являются необходимым элементом урока, на котором идет осмысление прочитанного.
Но сам по себе пересказ не станет средством развития речи, если он не будет служить поводом для размышлений и самостоятельных суждений школьников. Пересказ — необходимое основание для таких — суждений, доказательство, подтверждающее правильность мысли ученика. Верный показатель активной мыслительной деятельности учеников, их заинтересованности в решении поставленного перед ними вопроса — эмоциональность и выразительность пересказа.
Роль пересказа постепенно усложняется. Вначале школьники готовят пересказы небольшого эпизода или его фрагмента, где находят описание поступка героя, на основании которого создается представление о нем. Затем углубляется понимание мотивов поступка, поведения героя, развиваются навыки собирания материала для характеристики.
Теперь пересказы требуют отбора материала, становятся своеобразной композицией нужных ученикам фактов.
Дальше в пересказ включаются такие сложные композиционные элементы, как портрет литературного героя, пейзаж, помогающие правильно понять действующие лица произведения, уяснить авторское отношение к ним.
Так у пятиклассников формируется умение пользоваться текстом произведения для выражения собственного суждения, отношения, оценки.
Кроме пересказа, в V классе довольно широко используется словесное рисование. Прибегать к этому приему целесообразно в тех случаях, когда необходимо обратить внимание детей на художественные детали , важные для воссоздания воображаемой картины. Такая работа позволяет учащимся оценить образно-выразительные средстве поэтического языка, ощутив их эмоциональную содержательность.
Словесные картины позволяют школьникам Представить построение произведения и передать свои впечатления о событиях и героях , В этом случае па речь активно воздействует воображение, делая ее эмоциональной и яркой.
Задания, которые требуют от пятиклассников устного рассказа но картине или иллюстрации, связаны с работой над характеристикой литературного героя, с усвоением теоретико-литературных знаний.
Когда вместе с учителем пятиклассники рассматривают картину и беседуют о том, что на ней изображено, они легко усваивают новую лексику, улавливают нужную для рассказа экспрессивную тональность, находят верную жанровую форму. На первых порах необходимо предложить учащимся образец — рассказ учителя.
Детям может помочь и план, который, впрочем, не следует разрабатывать в деталях. Так как мы ждем ответов школьников не о картине, а по картине, то очень важно подсказать им, в какой форме они могут вести свой рассказ. Лучше всего, если это будет действительно рассказ, не только воспроизводящий содержание картины, но и привносящий в статику живописного изображения творческое, активное преображение сюжета, момент действия.
Иногда такому действенному переосмыслению сюжета способствует предложенное учителем начало рассказа : «Тяжело ступают богатырские кони по выжженной солнцем степной траве. Безбрежной равниной расстилается за пограничными холмами родная земля. Гонит ветер обрывки темных туч, раздувает конские гривы и хвосты.
Богатырская застава охраняет Русь от вражеских полчищ. Три богатыря, три названых брата, замерли, всматриваясь в степные дали…».
Одной из наиболее существенных форм устной речи пятиклассников является распространенный связный ответ. Подготовка такого сообщения приучает их пользоваться полученными в коллективной работе знаниями, привлекать художественный текст , искать формы связи между отдельными частями высказывания, употреблять новые слова и понятия. Подобная работа — рассказ о литературном герое — дает представление о том, что такое характеристика, и является первым опытом самостоятельных докладов по литературе, которые будут делать школьники в старших классах.