Про злые глаза страха
Родители склонны считать, что в школе их детей злостно недооценивают. У каждого учителя с годами собирается коллекция родительских претензий — от трагических до смешных. Самая курьезная претензия лично ко мне звучала так: «За что вы мне «четверку» поставили? Я член Союза журналистов!» Речь шла о дочкином домашнем сочинении, в котором я не услыхала голоса дочки, — потому и поставила «четверку».
Да и вообще были в том классе работы поинтереснее…
Особенно много обид вызывают наши письменные рецензии: «Галиматья!
Имеет смысл одна лишь «конструктивная критика», «не унижающая человеческое достоинство»: только доброжелательные и деловые замечания пусть худо-бедно, но доходят до сознания.
То, что мы говорим, тоже порой воспринимается болезненно. Все слыхали «жалостливые» истории о том, как вредная училка затравила какого-то несчастного ребенка. Вечно ругает, придирается, беспричинно занижает отметки и к тому же орет! В принципе, все это в школе бывает.
Но каково
Первое, что приходит в голову, — меня просто не поняли. Ну, может быть, однажды я и накричала на этого наглого, ленивого, тупого, бессовестного оболтуса. А что оставалось делать, если он надо мной демонстративно издевался?
Стоп. Вот здесь надо вспомнить одну аксиому. В школе бывают озверелые учителя. Бывают и непробиваемые хамы-ученики. Те и другие встречаются реже, чем принято думать.
Гораздо чаще имеет место элементарное взаимное непонимание. А также превышение пределов необходимой самообороны. Причем с обеих сторон.
Начиная работать в школе, нормальный человек переживает шок, осознав, насколько он незащищен и уязвим. Мало того, что каждый из нас отвечает головой за «жизнь и безопасность» деток, которых так и тянет выкинуть что-то несовместимое с безопасностью . Мы несем этот гнет ответственности вроде привычной сумки с пачками тетрадей. Так нам еще, вдобавок ко всему, нечем защитить себя от хамства, травли, издевательств…
Учителя любой может обидеть, причем совершенно безнаказанно. Вот он и защищается, чем может: ехидством, криками, «двойками», — при этом забывая, что «противник» чаще всего чувствует себя не всесильным тираном, а маленьким и несчастным… зверенышем, угодившим в капкан. С одной стороны — страшная орущая училка, с другой — отец с ремнем, запреты и лишения, жизнь беспросветная, кошмар! И хорошо, если несчастное дитя всего лишь огрызнется. А если с горя руки на себя наложит?
Конечно, и закон, и прогрессивная общественность на его, на детской стороне. Но Дети этого, в отличие от нас, не чувствуют.
Что же нам делать? Успокоиться. Почувствовать себя большим, сильным и мудрым.
И с этой высоты обратиться к «противнику» — доброжелательно, с пониманием и ни в коем случае не «уязвленно». Пусть убедится: вы ему не враг, и он вас совершенно не «достал» своими выходками. Не задевают вас такие мелочи — не стоит и стараться .
Кроме того, нам совершенно ни к чему размахивать дубиной своего интеллектуального превосходства. Очень умные и так его видят, а не очень… У них свои проблемы.
Им не так важно признать, что вы умны, талантливы, блестящи. Им нужно, чтобы в них самих хоть кто-нибудь признал братьев по разуму .
Теперь о «взрослых» конфликтах. Нетрудно догадаться, что скандальные родители, которые нас в чем-то вечно подозревают и обвиняют, грозят судом и ходят ябедничать по инстанциям, в душе все те же перепуганные дети. Их страх остался с ними еще со школьных лет, и они тоже не умеют увидеть себя взрослыми и сильными. «Лечить» их, строго говоря, не наша компетенция , но и скандалить с ними нежелательно.
Самый надежный способ избежать «взрослых» обид — ставить «бесспорные» отметки хотя бы в двух случаях из трех. Ведь есть же и у нас совсем простые и формальные «опросы». Не надо жадничать и вредничать — массу работ можно оценивать довольно либерально. Пусть в «зоне риска» остаются только большие Сочинения .
А для заядлых скандалистов не забывайте помечать в своем журнале, за что стоит отметка, чтобы на сварливый вопрос: «За что у меня «тройка»?» — ответить с приветливой улыбкой: «За биографию Толстого, деточка».