Шолохов — «Тихий Дон»
Среди разнообразных аргументов в пользу трагического содержания образа Григория Мелехова одним из основных было суждение о трагической развязке, трагическом завершении судьбы героя.
Между тем финал «Тихого Дона» — это удивительное по глубине и жанровой точности художественное решение, в котором характер Григория, романная линия частного героя, находившегося в трагических отношениях с жизнью, выводится к глубокому сочетанию индивидуального и всеобщего.
Судьба Григория сложилась так, что ему пришлось заглянуть в непроглядную
В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…» Но это не исчерпывает внутреннего содержания характера Григория, как ни один из поступков не может до конца исчерпать его сложной многомерной личности.
Григорий сохраняет в себе способность остро реагировать на жестокость, переживать мучительную боль раскаивания, оценивать свои поступки
Если чувство справедливости и человечности заставляет его отпустить пленного красноармейца-казака, стариков и баб-заложников, если он мчится спасать от ярости хуторян Ивана Алексеевича Котлярова и Мишку Кошевого? …
Сюжетно выстроенные линии отношений Григория с другими персонажами свидетельствуют о том, что, пройдя жестокие испытания, он сохранил способность к чистоте и силе человеческих чувств. Любовь к Аксинье с годами становилась все богаче и глубже, духовнее. И тем трагичнее для Григория потеря Аксиньи…
Пережитое страдание, однако же, не убивает в нем человека, оно оттеняет причастность его души к сильным Эмоциональным потрясениям.
Человечески сложным содержанием наполняются взаимоотношения Григория с Натальей. Холодное. жесткое равнодушие сменяется привязанностью к ней, матери его детей. Теплое, бережное отношение Григория к детям усиливает его чувство вины перед Натальей, особенно остро пережитое после ее утраты.
Человечность и любовь, именно эти начала, обострившиеся после всего случившегося на последнем этапе, любовь к детям, жизни, природе выражает нравственную суть характера Григория, соединяет его с миром, ведет к решительному поступку — к возвращению на хутор.
В структуре «Тихого Дона» действительно нет публицистически четкого финала, формулирующего политический выбор героя. Шолохов создает подлинно художественное решение, подчиняющееся законам искусства, художественной правды, законам жанра.
Тональность завершающей главы «Тихого Дона» оптимистична. Григорий, пережив трагедию ошибок и заблуждений, трагедию невозвратных утрат, не растерял основ человеческого. Живые силы души и не потерянные еще связи с миром, вера и возможность жизни ведут его домой на хутор, к Мишатке, к той жизни, которая утверждается на земле под восходящим солнцем.
В динамике образов черное солнце сменяется ясным, восходящим, еще холодным солнцем, но в лучах его огромный мир оказывается «сияющим».