Конспект урока Информатики «Общие и отличительные свойства объектов»
Тема: «Общие и отличительные свойства объектов»
Цели:
Актуализировать знания о многообразии свойств объектов, их категорий;
Сформировать представление об общих и отличительных свойствах объектов;
Познакомить со спецификой общих и отличительных свойств.
Педагогические задачи урока:
Раскрыть смысл понятия «общие свойства» на основе анализа примеров;
Раскрыть смысл понятия «отличительные свойства» на основе анализа примеров;
Закрепить умение производить характеристику объекта;
Развивать
Развивать информационную культуру посредством формирования общих способов решения информационных задач.
Ключевые понятия:
Общие свойства
Отличительные свойства
Вспомогательные понятия:
Группы объектов
Характеристика объектов
Форма урока — диалог с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа
Тип урока — урок объяснения
Стратегия — опережающая, развивающая.
Обеспечение урока:
Учебник;
Рабочая тетрадь № 2;
Демонстрационный ПК и мультимедиа-проектор;
Презентация
Карточки с изображением предметов.
Полезные правила для урока:
Улыбнись себе и другим.
Научись любить.
Не заносись.
Радуйся успеху.
Береги свое здоровье.
Не бойся ошибок, помни — в классе тебе всегда помогут.
План урока
Организационный момент
Повторение материала предыдущей темы в виде игры
Обобщение сведений, известных учащимся, с выходом на новый материал
Физкультминутка
Продолжение работы над темой урока с закреплением полученных знаний
Психологическая пауза
Выполнение заданий в рабочей тетради
Обобщение и закрепление. Подведение итогов
Комментарии к домашнему заданию
Рефлексия
Ход урока
Организационный момент
— Добрый день, ребята! Добрый день. уважаемые гости. Я хочу, чтобы у всех сегодня было доброе настроение. Давайте улыбнемся друг другу.
И будем по-доброму относиться друг к другу, по-доброму работать, мыслить. Не зря народная мудрость гласит:
Слайд 2
«Где доброта, там красота»
— Пусть это станет девизом нашего урока!
Повторение материала предыдущей темы
— Предлагаю проверить домашнее задание и провести игру-разминку.
Правила игры следующие:
К доске выходят четыре ученика и получают карточки с названием предметов. Никто никому не говорит, какая карточка ему досталась. Я называю свойство, а ученики поднимают руки, если их объект этим свойством обладает.
Затем мы должны будем отгадать, какой объект изображен на карточке у каждого из них. Договорились?
Свойства объектов:
Круглый, может летать, съедобный, вкусный, сочный, гудит, перевозит людей, большой.
— Кто догадался, какой предмет у каждого ученика?
— Что помогло вам в этом
Слайд 3
— Скажите:
Какими свойствами обладает книга?
Какими свойствами могут отличаться друг от друга книги?
Назовите известные вам свойства
— человека;
— собаки;
— кошки.
Назовите несколько объектов, которые обладают свойством «круглый», «прямоугольный», «бумажный», «стеклянный».
Назовите какое-нибудь свойство объекта с именем «телевизор», «магнитофон», «компьютер»
Обобщение сведений, известных учащимся, с выходом на новый материал
— Как вы поняли из предыдущих уроков, у каждого объекта множество свойств. Но если мы будем сравнивать объекты между собой, то увидим, что свойства объекта бывают общими и отличительными. Этой теме и посвящен наш сегодняшний урок.
Слайд 4
— Исходя из темы как думаете, какие информационные задачи мы сегодня будем решать, т. е. что нам предстоит делать?
Слайд 5
— Посмотрите на экран и скажите, чем похожи самолет и пароход? .
— Можно сказать, что это общее свойство данных объектов?
— А теперь скажите, чем они различаются?
— Правильно, это их отличительные свойства: плавать по воде и летать по воздуху.
-Теперь давай те рассмотрим сразу несколько объектов — например, учеников нашего класса. Давайте все встанем. Какое общее свойство у всех? .
-Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством «быть девочкой». Девочки сядьте. Для девочек это свойство общее или отличительное?
-Теперь выделим из группы девочек объекты, с отличительным свойством «быть выше всех». Пусть такие девочки встанут. Это их отличительное свойство.
-Садимся на места. Давайте обсудим то, что мы наблюдали. Как видим, одно и то же свойство «быть девочкой» может быть и общим, и отличительным.
Оно отличительное, когда группа девочек входит в более широкую группу объектов — в класс, в котором кроме них есть еще и Мальчики.
— Рассмотрим еще один пример. Внимание на экран
Слайд 6
— Как назвать одним понятием изображенные на слайде объекты?
— Решим такую задачу: выделим из представленных на этом рисунке геометрических фигур такие, которые имеют свойства «иметь углы»
— Это отличительное свойство выделенных фигур от остальных.
— Рассмотрим получившуюся новую группу:
Слайд 7
— Заметим, что теперь свойство «иметь углы» уже не отличительное, а общее, поскольку все фигуры этой группы имеют углы.
— Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством «иметь ровно три угла». Такой объект в этой группе один — треугольник. Слайд 8
— Проанализируем проделанную работу.
— Мы видим, что одно и то же свойство может быть либо общим для группы объектов, либо отличительным.
— Так свойство «иметь углы» является для квадратов, прямоугольников и треугольников общим. Это же свойство будет отличительным для квадратов, прямоугольников и треугольников, если в состав группы ввести круги и овалы.
Физкультминутка
Продолжение работы над темой урока с закреплением полученных знаний
— В нашей работе встретились такие ключевые понятия как
Слайд 9
Общие свойства
Отличительные свойства
— Кто может дать определение этим понятиям?
— А теперь давайте обратимся к учебнику и познакомимся с определением, которое дает этим понятием Н. В. Матвеева
Работа с учебником
Слайд 10
— Итак свойства объектов бывают общие и отличительные.
Слайд 11
— Назовите хотя бы одно общее свойство у таких разных объектов, как луна и мяч.
— Назовите отличительные свойства данных объектов.
— А теперь посмотрим как эти знания могут помочь нам на других уроках, например на уроке русского языка.
Слайд 12
— Объектами выступают слова: Картина, квартира, корова
— Найдите общие и отличительные свойства (Общие свойства : Все словарные слова,
Все имена существительные,
Все трехсложные,
Все начинаются с один. звука
Все имеют окончание а
Отличаются безударными гласными а и о )
Слайд 13
Литературное чтение: «Курочка Ряба», «Теремок», «Золотая рыбка»
(Общие свойства — одна жанровая
Принадлежность — сказки
Отличия: по классификации)
— Попробуйте сами привести подобные задания например с числами Слайд 14 на всякий случай
Психологическая пауза
Слайд 15
Ох, как хочется трудиться!
Делать все охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа.
Я и бодр, и силен,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу.
Выполнение заданий в рабочей тетради
С. 26-27, с. 30-31
Обобщение и закрепление. Подведение итогов
— А теперь давайте снова поиграем.
— Угадайте животное по выделенным признакам
Бегает, прыгает, длинные уши, белый или серый
Желтый, полосатый, рычит, символ года
Бурый, косматый зимой спит
— А сейчас — заключительный разговор. Подведем итог нашей работе.
— Что узнали нового?
— Что получилось легко?
— В какие моменты урока испытывали трудности?
— Как вы сможете использовать свой новый опыт?
Комментарии к домашнему заданию
Слайд 17
Выполнить упражнения в рабочей тетради к § 16.
Рефлексия
— Закончите предложения:
Слайд 18
Я работал с ______________ настроением.
Я _____________ доволен собой.
Я бы хотел стать более ____________.
Слайд 19
— Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить вас за активность и инициативу. Наша совместная работа заканчивается, но наше сотрудничество продолжается.
— Я хочу похлопать Насте, потому что мне понравилось, как она работала сегодня на уроке.
— Настя, а чья работа понравилась тебе?
— А теперь потрите ладоши так, чтобы стало жарко. Передайте тепло друг другу, соединив свои ладоши с ладошами соседа. На этом мы закончим наш урок.
Пусть тепло ваших друзей согреет вас.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.