Конспект урока Информатики «Общие и отличительные свойства объектов»

Тема: «Общие и отличительные свойства объектов»

Цели:

Актуализировать знания о многообразии свойств объектов, их категорий;

Сформировать представление об общих и отличительных свойствах объектов;

Познакомить со спецификой общих и отличительных свойств.

Педагогические задачи урока:

Раскрыть смысл понятия «общие свойства» на основе анализа примеров;

Раскрыть смысл понятия «отличительные свойства» на основе анализа примеров;

Закрепить умение производить характеристику объекта;

Развивать

основные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения на предметном, образном, понятийном материале;

Развивать информационную культуру посредством формирования общих способов решения информационных задач.

Ключевые понятия:

Общие свойства

Отличительные свойства

Вспомогательные понятия:

Группы объектов

Характеристика объектов

Форма урока — диалог с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа

Тип урока — урок объяснения

Стратегия — опережающая, развивающая.

Обеспечение урока:

Учебник;

Рабочая тетрадь № 2;

Демонстрационный ПК и мультимедиа-проектор;

Презентация

к уроку;

Карточки с изображением предметов.

Полезные правила для урока:

Улыбнись себе и другим.

Научись любить.

Не заносись.

Радуйся успеху.

Береги свое здоровье.

Не бойся ошибок, помни — в классе тебе всегда помогут.

План урока

Организационный момент

Повторение материала предыдущей темы в виде игры

Обобщение сведений, известных учащимся, с выходом на новый материал

Физкультминутка

Продолжение работы над темой урока с закреплением полученных знаний

Психологическая пауза

Выполнение заданий в рабочей тетради

Обобщение и закрепление. Подведение итогов

Комментарии к домашнему заданию

Рефлексия

Ход урока

Организационный момент

— Добрый день, ребята! Добрый день. уважаемые гости. Я хочу, чтобы у всех сегодня было доброе настроение. Давайте улыбнемся друг другу.

И будем по-доброму относиться друг к другу, по-доброму работать, мыслить. Не зря народная мудрость гласит:

Слайд 2

«Где доброта, там красота»

— Пусть это станет девизом нашего урока!

Повторение материала предыдущей темы

— Предлагаю проверить домашнее задание и провести игру-разминку.

Правила игры следующие:

К доске выходят четыре ученика и получают карточки с названием предметов. Никто никому не говорит, какая карточка ему досталась. Я называю свойство, а ученики поднимают руки, если их объект этим свойством обладает.

Затем мы должны будем отгадать, какой объект изображен на карточке у каждого из них. Договорились?

Свойства объектов:

Круглый, может летать, съедобный, вкусный, сочный, гудит, перевозит людей, большой.

— Кто догадался, какой предмет у каждого ученика?

— Что помогло вам в этом

Слайд 3

— Скажите:

Какими свойствами обладает книга?

Какими свойствами могут отличаться друг от друга книги?

Назовите известные вам свойства

— человека;

— собаки;

— кошки.

Назовите несколько объектов, которые обладают свойством «круглый», «прямоугольный», «бумажный», «стеклянный».

Назовите какое-нибудь свойство объекта с именем «телевизор», «магнитофон», «компьютер»

Обобщение сведений, известных учащимся, с выходом на новый материал

— Как вы поняли из предыдущих уроков, у каждого объекта множество свойств. Но если мы будем сравнивать объекты между собой, то увидим, что свойства объекта бывают общими и отличительными. Этой теме и посвящен наш сегодняшний урок.

Слайд 4

— Исходя из темы как думаете, какие информационные задачи мы сегодня будем решать, т. е. что нам предстоит делать?

Слайд 5

— Посмотрите на экран и скажите, чем похожи самолет и пароход? .

— Можно сказать, что это общее свойство данных объектов?

— А теперь скажите, чем они различаются?

— Правильно, это их отличительные свойства: плавать по воде и летать по воздуху.

-Теперь давай те рассмотрим сразу несколько объектов — например, учеников нашего класса. Давайте все встанем. Какое общее свойство у всех? .

-Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством «быть девочкой». Девочки сядьте. Для девочек это свойство общее или отличительное?

-Теперь выделим из группы девочек объекты, с отличительным свойством «быть выше всех». Пусть такие девочки встанут. Это их отличительное свойство.

-Садимся на места. Давайте обсудим то, что мы наблюдали. Как видим, одно и то же свойство «быть девочкой» может быть и общим, и отличительным.

Оно отличительное, когда группа девочек входит в более широкую группу объектов — в класс, в котором кроме них есть еще и Мальчики.

— Рассмотрим еще один пример. Внимание на экран

Слайд 6

— Как назвать одним понятием изображенные на слайде объекты?

— Решим такую задачу: выделим из представленных на этом рисунке геометрических фигур такие, которые имеют свойства «иметь углы»

— Это отличительное свойство выделенных фигур от остальных.

— Рассмотрим получившуюся новую группу:

Слайд 7

— Заметим, что теперь свойство «иметь углы» уже не отличительное, а общее, поскольку все фигуры этой группы имеют углы.

— Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством «иметь ровно три угла». Такой объект в этой группе один — треугольник. Слайд 8

— Проанализируем проделанную работу.

— Мы видим, что одно и то же свойство может быть либо общим для группы объектов, либо отличительным.

— Так свойство «иметь углы» является для квадратов, прямоугольников и треугольников общим. Это же свойство будет отличительным для квадратов, прямоугольников и треугольников, если в состав группы ввести круги и овалы.

Физкультминутка

Продолжение работы над темой урока с закреплением полученных знаний

— В нашей работе встретились такие ключевые понятия как

Слайд 9

Общие свойства

Отличительные свойства

— Кто может дать определение этим понятиям?

— А теперь давайте обратимся к учебнику и познакомимся с определением, которое дает этим понятием Н. В. Матвеева

Работа с учебником

Слайд 10

— Итак свойства объектов бывают общие и отличительные.

Слайд 11

— Назовите хотя бы одно общее свойство у таких разных объектов, как луна и мяч.

— Назовите отличительные свойства данных объектов.

— А теперь посмотрим как эти знания могут помочь нам на других уроках, например на уроке русского языка.

Слайд 12

— Объектами выступают слова: Картина, квартира, корова

— Найдите общие и отличительные свойства (Общие свойства : Все словарные слова,

Все имена существительные,

Все трехсложные,

Все начинаются с один. звука

Все имеют окончание а

Отличаются безударными гласными а и о )

Слайд 13

Литературное чтение: «Курочка Ряба», «Теремок», «Золотая рыбка»

(Общие свойства — одна жанровая

Принадлежность — сказки

Отличия: по классификации)

— Попробуйте сами привести подобные задания например с числами Слайд 14 на всякий случай

Психологическая пауза

Слайд 15

Ох, как хочется трудиться!

Делать все охота.

Чтоб трудом своим гордиться,

Пусть кипит работа.

Я и бодр, и силен,

Всю работу сделаю.

Свою волю покажу.

Слово для себя сдержу.

Выполнение заданий в рабочей тетради

С. 26-27, с. 30-31

Обобщение и закрепление. Подведение итогов

— А теперь давайте снова поиграем.

— Угадайте животное по выделенным признакам

Бегает, прыгает, длинные уши, белый или серый

Желтый, полосатый, рычит, символ года

Бурый, косматый зимой спит

— А сейчас — заключительный разговор. Подведем итог нашей работе.

— Что узнали нового?

— Что получилось легко?

— В какие моменты урока испытывали трудности?

— Как вы сможете использовать свой новый опыт?

Комментарии к домашнему заданию

Слайд 17

Выполнить упражнения в рабочей тетради к § 16.

Рефлексия

— Закончите предложения:

Слайд 18

Я работал с ______________ настроением.

Я _____________ доволен собой.

Я бы хотел стать более ____________.

Слайд 19

— Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить вас за активность и инициативу. Наша совместная работа заканчивается, но наше сотрудничество продолжается.

— Я хочу похлопать Насте, потому что мне понравилось, как она работала сегодня на уроке.

— Настя, а чья работа понравилась тебе?

— А теперь потрите ладоши так, чтобы стало жарко. Передайте тепло друг другу, соединив свои ладоши с ладошами соседа. На этом мы закончим наш урок.

Пусть тепло ваших друзей согреет вас.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока Информатики «Общие и отличительные свойства объектов»