Педро-Антонио де-Аларкон
Упомянем теперь o другом выдающемся писателе современной Испании, далеко еще не сказавшем своего последнего слова. Педро-Антонио де Аларкон родился в 1833 году, в Гвадиксе маленьком провинциальном городке. Еще юношей, лет 15-и, он был уже бакалавром, потом стал изучать право в Гранадском университете, но отец его, обремененный многочисленной семьей, не мог обойтись без помощи старшего сына в продолжение тех долгих лет, каких требует научное подготовленные к свободным профессиям, и уговорил его перейти из университета в семинарию.
Аларкон сначала
Ему не было еще и 20-и лет, когда, в товариществе с одним из своих близких друзей, он начал издавать журнал под заглавием Отглоски Запада. Издание пошло почти сразу, и Аларкон, увлеченный этим первым успехом, решился переселиться в столицу, где вскоре сблизился с кружком талантливых литературных дебютантов 1854 г., с Мануэлем дэль Паласиос, ФернандесХименесом, Солером и другими.
То было как раз вслед за революцией, нанесшей первый удар полновластию
Эти смелые, до дерзости, юношеские выходки значительно способствовали на первых порах известности Аларкона; a потом он уже начал серьезно работать на литературном поприще и прежде всего, написал очень удачный роман Финал Нормы. Затем почти во всех периодических изданиях непрерывно стали появляться его живые, одушевленные, всегда короткие рассказы, как y Труэбы, a материалом для них ему большею частью служили различные эпизоды из собственной жизни.
В то же время, чтобы испробовать свои силы и в сценической литературе, Аларкон написал трехактную драму в стихах Блудный Сын, но она не имела успеха, и критика жестоко отметила ему за его превшие резкие отзывы o современных драматургах, с которыми он намеревался вступить в состязание.
Эта первая неудача совершенно охладила его к театру и, вероятно, была причиной неожиданного поворота на новый путь. В то время правительство О’Доннеля, подготовляясь к Африканской экспедиции, старалось всеми силами разжечь воинственный дух испанцев и пробудить в них патриотизм. Аларкон откликнулся на призыв: он вступил в действующую армию простым солдатом-волонтером, участвовал во всей кампании, получил огнестрельную рану в одном из самых жарких дел и заслужил не только благосклонность, но и дружбу главнокомандующего.
He мало почетных отличий приобрел он в награду за свои военные доблести, a вместе с тем в его распоряжение были предоставлены все необходимые материалы для задуманного им тогда же исторического труда. Таким образом явились в свет обильная фактами Записки свидетеля Африканской войны, и это повествование, проникнутое чисто испанским национальным духом, имело очень большой и заслуженный успех.
После войны, Аларкошь, желая отдохнуть от всех невзгод и бедствий, испытанных им под знойным небом Африки, отправился путешествовать по Италии. Там он запасался новыми, уже светлыми впечатлениями и, собрав их потом в одно целое, издал свою интересную книгу, под заглавием из Мадрида в Неаполь.
По возвращении на родину и почти до самой революции 1868 г., Аларкон писал уже непрерывно. Именно к этому периоду относится большинство его литературных работ: Сборник серьезных и юмористических стихотворений, целый том отрывочных статей, под заглавием Cosas que fueron , и два тома рассказов, из которых, впрочем, многие печатались прежде в разных периодических изданиях. Только в 1865 году он увлекся на время духом партий, когда был избран в Палату депутатов и стал горячим защитником политики О’Доннеля.
Затем, в продолжение всех событий, последовавших за революцией 1868 г., Аларкон оставался в стороне, как будто не принимая в них даже косвенного участия, однако, с восшествием на престол Альфонса XII, снова появился на политической сцене, уже в роли администратора, и хотя это нисколько не мешало ему продолжать свою литературную деятельность, но направление ее с той поры стало значительно изменяться. Наконец, позднейшие его произведения, изданная в 1874 г., как напр. El Sombrero de tres picos и La Alpujarra, уже несомненно доказывают, что, примкнув к административной власти, Аларкон забыл o стремлениях своей первой молодости, отрекся от всех принципов нашей великой революции и перешел на сторону поклонников старины с ее темным царством католической веры.
Грустно видеть, как мельчают и падают в жизненной борьбе даже недюжинные умы и таланты!