«Идут белые снеги…»
…Большое счастье выпадает на долю тех, которые еще в ранней молодости находят самих себя и свои основные целевые устремления. Г. Кржижановский Андрей Вознесенский — поэт одаренный и своеобразный. Ему присуще чувство современности, тяга к многозначности образов, напряженный лиризм. Его творчество характеризуется сжатыми ассоциациями и неологизмами, часто гротескными метафорами.
Он не похож ни на кого другого. Работает серьезно, много и выпустил более десяти сборников. Его стихи начинают появляться в шестидесятые годы.
Уже в первых
И не только
Глаза измяты, лицо разорвано… Лиризм Вознесенского — это страстный протест против опасности духовной Хиросимы, то есть уничтожения всего подлинно человеческого в мире, где власть захватили вещи, а на «душу наложено вето». Отчетливо звучит в его поэзии призыв к защите всего прекрасного, особенно в таких его стихотворениях, как «Охота на зайца», «Отзовись!», «Первый лед», «Бьют женщину».
Непримиримость ко всяким проявлениям антигуманизма обретает у Андрея Вознесенского точный исторический характер. Так в стихотворении «Гойя» образ художника является символом высокой человечности, а голос Гойи — это голос гнева против ужасов войны, против зверств реакции. Я — горе. Я — голос Войны, городов голени На снегу сорок первого года, Я — голод, Я — горло Повешенной бабы, чье тело, как колокол, било над площадью голой…
В стихотворении «Зов озера» поэт страстно продолжает эту линию. Спокойное тихое озеро — творение рук человеческих, но рук кровавых. Да, здесь были захоронены, а затем залиты водой жертвы нацистов, замученные и убитые ими люди из гетто: Наши кеды как приморозило. Тишина. Гетто в озере.
Гетто в озере Три гектара живого дна. В его стихах звучит голос и тех, кто выдержал смертную борьбу с нацизмом, кто по праву мог сказать: «Взвил залпом на Запад — я пепел незваного гостя!», а также и голос нового поколения антифашистов, призывающих не забывать об угрозах новой войны, уже атомной. В поэме «Оза» основной мотив — стремление защитить свою юную любовь от угрозы чудовищной войны, от обездушенной цивилизации, что грозит уничтожением миру. Поэма начинается гимном «Аве, Оза», полным высокого напряжения чувств А может, милый друг, мы впрямь сентиментальны? И душу удалят, как вредные миндалины?..
Ужели и любовь не модна, как камин? Аминь? Его героиня принадлежит реальности, она чудесное сочетание атомов.
Но это «сочетание частиц» легко разрушить, стоит атомному взрыву «изменить порядок»! И он предостерегает человечество: Поздно ведь будет, поздно! Кто же угрожает героине поэмы? И тут возникает сатирический образ «мира навыворот».
Особую остроту отрицания вызывает мир бездушных роботов, тех, кто готов ради бизнеса ввергнуть человечество в ужас и муки атомной войны. Этот уродливый мир ненавистен герою поэмы, мир, в котором утеряны все подлинные чувства, отвергнуты глубина и сложность человеческой мысли, осмеяны нежность и чистота: …Некогда думать, некогда. в офисы как в вагонетки, есть только брутто, нетто — быть человеком некогда. Этому бесчеловечному миру поэт противопоставляет юность земного шара в зареве Октября. Образ естественного мира, мира человечности рисует поэт: Край мой. Родина красоты, Край Рублева, Блока, Где снега до ошеломления завораживающе чисты…
И тема любви переплетается с историей противоборства двух антимиров. В поэме развертывается острый непримиримый спор лирика и с «зарубежным другом», и с модернистом — «разочарованным» современником. Поэт отвергает возможность отказа от красоты человеческой личности.
Лирик спорит с модернистом нарочито грубо: Как сказать ему, подонку, Что живем не чтоб подохнуть — Чтоб губами тронуть чудо поцелуя и ручья. Любовная лирика поэта неизменно оказывается шире и глубже своего назначения. Обращение поэта к сложному и прекрасному «чуду любви» неразрывно связано с благоговейным чувством удивления перед неповторимостью человеческой личности, ее творческими силами.
Лирический образ героини у Вознесенского часто сливается с природой, воплощает ее наивную и добрую красоту. Героиня видится ему то «как мокрая ветка ольховая», то как «горный родничок». Поэт прибегает к фольклорной традиции, когда деревья говорят человеческими голосами.
Его лирический герой протестует против всякой лжи, предостерегает любимую от растраты чувств: «…потерять себя — не пустяк — вся бежишь, как вода в горстях…» В своих стихах Андрей Вознесенский сумел выразить страстную веру в человека и активное неприятие антагонизма, которые составляют отличительную черту нашего современника — гражданина нового общества.