Урок ОБЖ на тему «Двигательная активность — основа здорового образа жизни»
Предмет ОБЖ
Автор: учитель ОБЖ Шуба П. И.
Раздел: основы здорового образа жизни
Тема урока:
«Двигательная активность — основа здорового образа жизни»
Цели урока : 1. Изучить понятие двигательная активность как основу здорового
Образа жизни.
2. Развивать творческие способности учащихся.
3. Воспитывать интерес к физической культуре и спорту. Воспитывать уважения к выдающимся ученым-соотечественникам.
Оснащение занятия: Видео презентация, плакат «Мышцы человека», динамометр
ХОД УРОКА
1.Вводная
Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
Объявление целей и содержания урока.
Учитель.
Сегодня у нас состоится необычное занятие. Представьте себе, что вы приехали на научный симпозиум. Вы ученые двух научных коллективов, соревнующихся между собой в научном творчестве. Так сложилось, и это, кстати, в преддверие 23-го февраля, в одном научном коллективе творят одни девочки, а в другом одни Мальчики. Прошу обращаться друг к другу со слова «Уважаемый коллега» или «коллеги».
Я сегодня председатель научного заседания.
На нашем научном заседании присутствуют
Учитель представляет гостей. Дети приветствуют их вставанием.
Итак, цель нашего сегодняшнего заседания, которое продлится целых 2400 секунд, доказать предположение, что двигательная активность является основой здорового образа жизни. Естественно для этого мы должны выяснить, что такое двигательная активность и какими качествами она обладает. Предлагаю представителям коллективов приводить в доказательства многочисленные факты и утверждения.
▲ На экране проектора появляется слайд презентации с названием темы урока и основными подзаголовками:
Двигательная активность;
Значение двигательной активности для здоровья человека;
Двигательные качества;
Как развивать двигательные качества.
2.Основная часть — 40 мин.
1.представление коллективов — 5 мин
На предыдущем уроке коллективам были даны задания: придумать название команды, девиз, и эмблему или рисунок на тему физической культуры и спорта. А также придумать упражнения на снятие напряжения мышц позвоночника , шеи, плечевого пояса, кистей рук. А также подумать над предложенными изречениями.
Учащиеся представляют себя.
2. Мнения в защиту изречений
▲ на экране показываются тексты изречений, а также портрет Лесгафта с надписью.
«Физические упражнения заменяют тысячи лекарств, но ни одно лекарство не заменяет физические упражнения» Лесгафт.
«Хочешь быть сильным — бегай!
Хочешь быть красивым — бегай!
Хочешь быть умным — бегай!»
Изречение древних олимпийцев.
Учащиеся высказываются в пользу изречений.
3. Влияние физических упражнений на работу организма.
Учитель.
Установлено, что мышечные движения улучшают работу всего организма, так как заставляют сердце и легкие усиленно работать и тем самым улучшают кровоснабжение всего организма. Там более, тренируется сердечные и легочные мышцы.
▲ на экране показывается схема влияния мышечной активности на работу всего организма. А также плакат «Мышцы человека»
Учащимся предлагается прокомментировать схему.
Один из учащихся:
«Третья часть веса человека приходиться на долю мышц. Их более 650. Они удерживают скелет и тело в нужном положении и обеспечивают различные движения перемещения.
Они заставляют работать сердце и кровеносные сосуды, чтобы снабдить все клетки тела необходимыми питательными веществами, тем самым давая им жизнь и работоспособность».
Учитель.
Трудно представить, что какая-то группа мышц перестанет работать, сколько проблем возникнет в организме.
Схему мышечного рефлекса, мышечного движения и возникновения процессов его влияния на организм разработали наши соотечественники великие ученые Иван Петрович Павлов и Иван Михайлович Сеченов.
▲ На экране демонстрируются портреты И. П. Павлова и И. М. Сеченова.
Сообщение учащегося о гиподинамии.
«Гиподинамия — нарушение функций организма при ограничении двигательной активности. Особенно влияет гиподинамия на сердечно-сосудистую систему — ослабевает сила сокращения сердца, уменьшается трудоспособность, снижается тонус сосудов. Негативное влияние оказывается и на обмен веществ и энергии, уменьшается кровоснабжение тканей.
В результате неполноценного расщепления жиров кровь становится «жирной» и лениво течет по сосудам, — снабжение питательными веществами и кислородом уменьшается. Следствием гиподинамии могут стать ожирение и атеросклероз. Нарушаются нервно-рефлекторные связи, приводя к расстройству нервной системы , прогрессирующе уменьшается костная масса , страдают функции периферических суставов и позвоночника . Длительная гиподинамия приводит к еще более серьезным заболеваниям организма».
Учитель
И всего лишь два часа умеренной мышечной нагрузки такие как ходьба, физический труд по дому и полчаса интенсивной нагрузки, таких как бег, занятия с гантелями и другие серьезные упражнения, по словам исследователя активного долголетия академика Микулина избавляет человека от всех вышеперечисленных и недосказанных последствий малоподвижного образа жизни.
▲ На экране демонстрируется портрет академика Никулина с подписью и титульный лист его книги «Активное долголетие».
4. Двигательные качества и их развитие
Чем же еще полезна двигательная активность? Что она в нас развивает?
Учащиеся рассказывают о двигательных качествах и о том, как их развивать. Учитель старается спрашивать поочередно представителей разных команд.
▲ На экране в качестве итога демонстрируется слайд с перечнем двигательных качеств.
5. Физкульт минутка — 3 — 5 мин.
Учащиеся.
— Ой, что-то спина устала, шея как-то напряглась.
— А я могу предложить упражнения для снятия напряжения в спине и шее.
— А я могу предложить упражнения для снятия усталости в мышца плеч и кистей рук.
Учитель
— Давайте, выполним их под музыку и постараемся запомнить.
▲ Звучит песня Владимира Высоцкого «Зарядка» и дети выполняют упражнения.
6. Данные анкеты
Учитель
— Есть упражнения, которые снимают напряжение в мышцах, а есть упражнения, которые заряжают мышцы, то есть вводят их в тонус. Иначе, мышцы будут мало работоспособными, а человек будет вялым. На предыдущем уроке я провел анкетирование учащихся и выяснил:
— многие ли из вас делают зарядку;
— Сколько времени вы уделяете зарядке;
— занимаетесь ли вы, каким либо спортом или спортивным увлечением;
— любите ли вы уроки физической культуры.
Учитель оглашает данные анкеты
7.Творческий конкурс
Учитель
Исходя из данных анкетирования, мы узнали, что более половины мальчиков занимаются утренней зарядкой, хотя не так регулярно как нужно было бы. Девочки не так сильно любят делать зарядку, как уроки физической культуры. А ведь утренняя зарядка важная составляющая двигательной активности и здоровья. Зарядку делают даже кошки и собаки. Владельцы питомцев знают, как их любимцы потягиваются после сна и просятся на утреннюю пробежку.
Недаром говорят: здоровье в порядке — спасибо…..
Участники добавляют слово «зарядка».
Учитель
А чтобы иметь стройную фигуру — надо заниматься………
Ученики добавляют слово «физкультура».
Учитель
А чтобы в игре не было заминки, надо начинать игру с…….
Ученики добавляют слово «разминка».
Учитель
А чтобы развивать гибкость и плас…, надо заниматься………
Ученики добавляют слово «пластика» и «гимнастика».
Учитель
Из анкетирования стало известно, что мальчики любят заниматься футболом и дзюдо, а девочки акробатикой и танцами. Предлагаю участникам соперничающих научных коллективов придумать, изобрести двустишия в пользу предпочитаемых видов спорта.
Участники команд сочиняют двустишия-призывы.
Девочки: занимайся акробатикой, будешь лучшим в математике.
Мальчики: кто футболом занимается, тот здоровья набирается.
8. Тест на определение уровня тренированности
Учитель
А как можно выяснить, насколько человек физически тренирован и является ли для него физическая нагрузка посильной или чрезмерной?
Учащиеся предлагают метод определения нагрузки по пульсу.
Учитель предлагает тест определения уровня нагрузке по изменению пульса. С желающими участниками команд проводится измерение пульса сразу после 20 приседаний и минуту спустя. По величине пульса определяют тренированность каждого из участников испытания.
Учащиеся рассказывают о том, какой должен быть пульс в обычном состоянии и во время выполнения упражнений.
9. Испытания на ручном динамометре — 1 мин
Учащиеся состязаются между собой по силе мышц кисти на ручном динамометре.
Мальчики соревнуются с девочками.
10. Конкурс на выбор нужных слов
Учитель
Чтобы еще раз подумать о том, что дает нам двигательная активность, предлагаю диктант. В этом диктанте нужно тряпкой стереть с доски лишние словосочетания, не относящиеся к теме. Какая же команда справиться с этим заданием быстрее?
▲ на доске за ее крыльями c обеих сторон доски записаны одинаковые фразы. Участники команд одновременно приступает к заданию.
Что дает нам двигательная активность?
«Бодрость, мудрость, денежный бонус, мышечный тонус, кординальное решение, координация движения, выносливость, заносчивость, мышечная радость, питательная сладость, экзотическое телодвижение, гармоническое телосложение»
3.Заключительная часть
Подведение итогов урока .
Оценка работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: прочитать П.6.1, ответить на вопросы.