Центральный персонаж драмы Сухово-Кобылина «Дело»
Тарелкин олицетворение «новой» России, новой морали, выражение нигилистического мировоззрения. Тарелкин человек, способный на все , готовый на любое преступление, но фатально невезучий. Его цинизм беспределен, однако он не обладает страшной жестокой хваткой победителя Варравина. Тарелкин жалок в своей мерзости, он не человек, а тень.
Автор создает оригинальный образ маленького человека, одержимого социальной мимикрией, готового за грош продать душу дьяволу. В сюжетном пространстве существует линия внешней жизни Тарелкин выставленной
Внешне благополучный Тарелкин беден, одержим злобой и завистью. Уже в «Деле» заложен мотив мнимости и миражности этого образа. Автор указывает на парик и вставные зубы Т., его вечное стремление улизнуть, скрыться, забиться в щель: «…найму квартирку у Успенья на Могильцах, в Мертвом переулке, в доме купца Гробова, да так до второго пришествия и заночую». В своем подпольном сознании он выстроил «положительную» программу жизни, в центре которой — законность взятки
Его обманули! Какой пафос в финальном монологе «Дела»: взяточник, подлец, провокатор взывает к справедливости, к закону, состраданию. Он поднимается до патетики в защите своих искаженных ценностей и целей . Образ Т. усиливает звучание эсхатологических мотивов драматурга. В «Смерти…» они приобретают особый символический строй.
С этим персонажем связаны темы антихриста, конца света, дьявола, вурдалака.
В пространстве двух пьес образ Тарелкина строится как череда бесконечных превращений, переодеваний, смены ролей, ликов. Подмена внешности, документов, судьбы — метафора уничтожения личности. Превращение ничтожества Т. перед собственным гробом в либерала, законника, гуманиста, шагающего «впереди прогресса», — свидетельство разрушения истинных роциальных ориентиров. Он — кукла, муляж, духовный труп.
Т., жаждущий другой жизни, прославляющий сладость мести почти как романтический герой , до конца останется «омерзительной жабой», «ядовитой гадиной». С вожделением творящий подлости, Т. навсегда останется побежденным. Но парадокс Сухово-Кобылина состоит в том, что в постоянной трансформации Т. его сила и жизнестойкость.
Погибнет Муромский, а с ним добро, справедливость, правда, — Т. останется жить и управлять делами в российском государстве.