Центральный персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
По амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. Он олицетворяет авторскую линию сюжета «Недоросля»: своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. Отец Стародума служивший Петру Великому, внушил своему подрастающему сыну правило: «имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время».
Стародум убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. «Невежда без души — зверь», — говорит он, объясняя целый ряд странностей, свойственных Простаковой, Скотинину,
Покинув военную службу, Стародум оказывается при дворе, где ощущает себя посторонним, поскольку правила и обычаи придворной среды чужды его жизненной философии. «Я отстал от двора без деревень, без ленты, без чинов, да принес домой неповрежденной мою душу, мою честь». Поездка в Сибирь позволила дядюшке Софьи заработать деньги, достаточные, чтобы наделить племянницу состоянием. Стародум добился независимого положения в обществе, оставаясь частным лицом.
Для просветительского сознания Фонвизина — это драма, поскольку гражданское служение государству считалось основной обязанностью
Государству, если исходить из сюжета «Недоросля», люди, подобные Стародум не нужны, оно отличает лишь «случайных», т. е. попавших в случай «любимцев». Не поощряя достойных, государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами. Хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя — все в жизни, изображенной Фонвизиным, утратило собственное место.
На замечание Правдива о необходимости лечения такого общества С. отвечает: «Тщетно звать врача к больным неисцельно».
Рассуждения Стародума об истинных ценностях жизни написаны Фонвизиным в эпоху, когда сами эти ценности с большим трудом проникали в реальную жизнь малообразованного, но уже привилегированного сословия, каким было в это время русское дворянство, получившее права вольности. Мысль В. О. Ключевского о том, что образцы добродетели фонвизин-ских сюжетов «сидели в наполненных крепостными людьми усадьбах многочисленных господ Простаковых», обнажает драматизм ситуации, изображенной Фонвизиным.
Пьеса «Недоросль» в первый раз была поставлена в театре на Царицыном лугу в бенефис И. А. Дмитревского, сыгравшего в спектакле роль С. .