Фантастика как средство осмысления реальности
Фантастика является неотъемлемой частью прозы Михаила Булгакова. Достаточно вспомнить его повести «Роковые яйца», «Собачье сердце», Роман «Мастер и Маргарита». В них-смех соединяется с глубокими философскими размышлениями, ирония и сатира сочетаются с гротеском.
Достоверность в изображении нередко самым причудливым образом связана у Булгакова с выдумкой, фантастикой. Писатель не только изображает реальную жизнь 20-х годов, но и выходит далеко за пределы реальности; он часто доводит изображение до полного абсурда. Например,
В повести большое место занимает образ профессора. Он не только выдающийся специалист в медицине, но также человек высокой культуры и независимого ума. Он весьма критически воспринимает все то, что происходит в России.
Профессор отрицательно относится к революции, которая, по его мнению, мешает людям заниматься своим прямым делом. Разруха, как он считает, происходит не в стране, а в головах у людей, когда они начинают хором распевать революционные
Так поступает Швондер, председатель домового комитета, пытавшийся из Ша-рикова сделать «сознательного товарища». Но это ему не удается: из алкоголика и уголовника невозможно получить новую сознательную личность. Профессор Преображенский идет еще дальше в своем опыте: он пытается буквально «сотворить» человека.
Но он в результате своего эксперимента получил отвратительного типа, алкоголика и демагога, который превратил его жизнь в сущий ад. Булгаков не жалеет ярких сатирических красок при изображении Шарикова, этого типичного представителя пролетариата. Его Шариков не только противен, но и страшен. С каждым днем он становится все наглее и наглее, особенно когда получает документы и становится совслужащим — заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных.
Он, почувствовав власть и безнаказанность, начинает «душить» людей, а не только бродячих кошек. Так, он обещает «сократить» машинистку, которая не захотела выйти за него замуж. Писатель как бы предостерегает, что именно такие негодяи и подлецы шариковы, получив власть над людьми, станут опаснее и во много раз страшнее любого самого опасного и жестокого зверя.
К счастью, профессор понял свою ошибку и сумел превратить Шарикова опять в собаку. Но это драматическое событие останется в его памяти на всю оставшуюся жизнь. Можно предположить, что Булгаков не раз сам встречал таких шариковых и швондеров. Он прекрасно знал этот тип людей и рисовал их, что называется, с натуры.
Его повесть, бесспорно, реалистическое произведение; в ней отображена московская действительность 20-х годов. Но в то же время это и фантастическое произведение. Но нужно, как мне кажется, отметить, что фантастика в «Собачьем сердце» валена не сама по себе: она помогает Булгакову ярче, острее показать те явления, которые он, как и профессор Преображенский, не принимал в новой действительности.
Вымысел писателя — это то оружие, которым он сражался со швондерами и шариковыми, и талант писателя делал это оружие особенно опасным.