Бытие и ничто — философский трактат. 1-й роман «Тошнота»
Роман — учебник экзистенциализма. Развернутый манифест атеистического экзистенциализма. В форме дневника, но дневник особого рода: дневник не индивидуума, а дневник индивида, человеческого существа. которое находится в особой ситуации.
Вы читаете этот дневник, вы закончили его читать — и вы ничего не знаете о человеке, авторе этого дневника . Дневник не личности, а существа.
Человек вдруг без видимых на то причин начинает как-то иначе смотреть на мир вокруг и на себя самого. Он живет обычной жизнью и вдруг ловит себя на мысли, что
Он фиксирует ход своих мыслей, эмоций, переживаний, когда находится в этой пограничной ситуации, когда ему вдруг открывается, что в этом мире все случайно и все просто существует, включая его самого.
Эпизод: белая стена, залитая солнцем, навстречу друг другу идут парень с девушкой, ярко одеты, все ждут момента, когда они встретятся и поцелуются, но они… проходят мимо. Эта картина — это то, что он создал.
Ему открывается, что картины мира не существует. А есть хаос, перед которым человек гол
В момент выбора Аркантен делает этот шаг и ощущает эту свободу, возможность действительно ощущать эти элементы бытия . Свобода налагает на людей бремя ответственности.
Аркантен вдруг видит этот предмет, которое называется «дерево» не в том смысле, что оно принадлежит к классу предметов, а как что-то уникальное. Он видит эту кору, ее неровности, как некое уникальное, каждый листочек, эти ветки, эти корни, он как бы ощущает себя этим деревом, он чувствует жизнь этого дерева неповторимого, единственного. Вот это и есть та самая реальность.
Но это только внешняя сторона сюжета. В первую очередь, это философская сказка. И, следовательно, за казалось бы простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл.
Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.
Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок.
Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой — он выбирает телесную смерть.
В сказке сильны романтические традиции. Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра — сказки. Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно.
Фольклор — это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.
Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны — это «микрозло», то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. «Земля — планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей , семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев — итого около двух миллиардов взрослых».
Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.
Второй аспект темы зла можно условно озаглавить «макрозлом». Баобабы — это персонифицированный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом.
Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло «баобабы», грозившие разорвать планету на части. «Берегитесь баобабов!» — заклинает писатель.
Так же неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет . Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. «Серьезные люди» живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных и считают его истинным смыслом бытия!
Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.
Из этой темы вытекает основной принцип романтизма — принцип двоемирия. Миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника , которому присущи нравственные качества, никогда не соприкоснуться.
Только Художник способен увидеть сущность — внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь — как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают.
Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке.
Человеческий труд должен иметь смысл, а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно. В разговоре с географом затрагивается еще одна важная эстетическая тема — эфемерность прекрасного. «Красота недолговечна», — горестно замечает главный герой.
Поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя — красоту души и сердца.
Маленький принц — это символ человека — странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Пустыня — это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.