«Московские повести»
Особенно ярко литературный талант Ю. Трифонова проявился в цикле «московских повестей», где нет острейших общественно-идеологических столкновений и эпических описаний, подобно «Студентам» и «Утолению жажды». Действие повестей разворачивается в рядовых московских квартирах и обыкновенных дачных владениях. Трифонов стремился, чтобы в его персонажах — инженерах, научных сотрудниках, преподавателях, актрисах — читатель смог угадать себя.
Он утверждал, что его проза «не про каких-то мещан, а про нас с вами». С одной
Таких,
Подобное следование традиции привело его к объективации роли автора и крайне сложному соотношению автора и рассказчика-повествователя. Ю. Трифонов стремится избежать оценок, вместо чего он вводит в произведение множество сюжетных линий, переплетения которых раскрывают центральную идею автора. Писатель с иронией характеризовал это как «усиление плотности, густоты и насыщенности письма.
В этом случае книга уподобится густому, наваристому «борщу у хорошей хозяйки». Иногда Ю. Трифонов прибегает к форме «романов сознания», где персонажи придаются рефлексии, вспоминая о событиях и думах прежних лет. Подводя «предварительные итоги», герои пытаются понять, чем же была их жизнь, обвиняют себя и ищут оправдания, а автор словно фиксирует их мысли и аргументы. И лишь какая-нибудь деталь, случайная подробность высвечивает настоящую позицию автора.
Сам Трифонов называет это вмешательством в «гомеопатических дозах». Таким может быть полисемантический характер названия. В «Предварительных итогах» не только подводятся итоги получившего инфаркт героя, но и автор размышляет о смысле жизни и предназначении человека.
Жизнь другого человека, иной образ жизни, далекий от стандартного стиля поведения персонажей, раскрывается в повести «Другая жизнь». Для Ю. Трифонова это становится ключевой проблемой книги.