О силе и бессилии речевых стереотипов в комедии Н. В. Гоголя «Женитьба»
Cтатья П. В. Николаевой основана на известном наблюдении, что в мире Гоголя часто нарушаются привычные связи между предметами, людьми, обстоятельствами. «Даже если оставить в стороне фантастику «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и петербургских повестей, мы увидим, что в произведениях, которые в школьной практике считаются реалистическими, писатель с легкостью соединяет то, что в пределах обычной логики едва ли может сочетаться. Например, крыша суда в Миргороде остается некрашеной, потому что масло, приготовленное для покраски, во время
Жених, за которого сделал предложение его друг, в последний момент, вместо того чтобы идти под венец, выпрыгивает в окно». Автор ставит своей целью «выяснить, что же устремляет героя комедии «Женитьба» к венцу и что в конечном счете заставляет его отказаться от этого».
Прослеживая ход мыслей Подколесина, П. В. Николаева
Первая часть монолога Подколесина — старательное, ученическое воспроизведение ранее слышанного. Но здание из советов, просьб, уговоров, убеждений и упреков, с таким трудом возведенное Кочкаревым и увенчанное согласием Подколесина жениться, мгновенно рушится, как только начинает звучать живое слово жертвы его красноречия. Риторические, книжные интонации сменяются взволнованными, непосредственными, идущими от души, в которых слышна паника.
Мы становимся свидетелями противоборства слова, усвоенного от других людей, содержащего в себе представление о должном и общепринятом, и слова своего, глубоко личного, отражающего смятение человеческой души. «Готовое» слово оказывается не всесильным. В итоге Подколесин освобождается от власти внушенного ему слова и принимает окончательное решение — бежать через окно».