Конспект урока русского языка в 9 классе «Понятие о глаголе. Значение глагола. Роль глагола в речи»
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Черногорская специальная школа-интернат»
Черных Ольга Алексеевна, учитель русского языка
Урок русского языка в 9 классе
Тема: Понятие о глаголе. Значение глагола. Роль глагола в речи.
Цель : Знакомство с глаголом как частью речи, его значением, ролью в речи.
Задачи:
1. Находить глаголы в тексте в устной и письменной речи, учить ставить к ним вопросы;
2. формировать умение правильно
3. развивать орфографическую зоркость;
4. воспитывать интерес к языку;
5. способствовать формированию навыков самоанализа и самоконтроля.
Оборудование: Карточки с дифференцированными заданиями, опорные таблицы по глаголу, записи на доске.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Друзья мои! Внушайте людям веру!
И чаще Говорите : «Добрый день!»
И Следуйте Хорошему примеру —
Продляйте добрым словом жизнь людей!
— Как еще можно приветствовать знакомых утром, днем, вечером?
— Назовите глаголы, которые выражают просьбу, совет.
II.
Раскрыть скобки, объяснить правописание приставок и предлогов:
Язык Киева ведет.
Хорошее слово сердца йдет.
Бежал поток проворный.
— Что пишется с глаголами: предлог или приставка? Как пишется приставка?
III. Сообщение цели урока.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
— Назовите слова, которые обозначают действия.
— Как называются такие слова?
— Для чего нужны глаголы в речи?
IV. Работа по теме урока.
— Читаю текст без глаголов.
Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи , на скрипке ,
Сынишку соседки в коляске .
Я пряжу и хлеб ,
И на стадионе голы .
Укроп , кусты ,
И чисто-пречисто весь двор .
Дорожки в саду я песком ,
А после работы в тени .
— Можно ли назвать это текстом? Почему?
— Что передают глаголы? Для чего они нужны? Можно ли обойтись без них в жизни?
— Вставьте глаголы в нужной форме из списка на доске.
Решать, играть, катать, мотать, покупать, забивать, поливать, подстригать, подметать, посыпать, отдыхать.
V. Закрепление изученного.
Допиши пословицы. Для этого к выделенным глаголам под Бери противоположные по значению
1. Думай, где надо Сказать, А где Про ___________________________________
2. По одежке Встречают, По уму Про_ ____________________________________
3. Дело спорится: что Сошьется, То и рас __________________________________
4. Когда голова Работает, Язык От_______________________________________
5. Добро Помни, А зло За_ ______________________________________________
6. Ласточка день Начинает, А соловей За __________________________________
Подумай и запиши в скобках тему каждой пословицы: Про Щение; народная
Примета; что в человеке важнее; вред поспешнос Ти; польза раздумья; культура поведения.
VI. Самостоятельная работа в парах .
— Соедините стрелками глаголы, близкие по значению:
Прыгал спешил
Торопился скакал
Достал промолвил
Сказал вытащил
Спал мчался
Бежал дремал
VII. Итог урока. Оценки.
— Выразите свое отношение к уроку при помощи следующих глаголов:
Узнал выучил научился услышал заинтересовался потрудился познакомился понял
VIII. Задание на Дом.
С. 116-117, № 150.