Конспект беседы в 9 классе «Беседа — размышление об этических нормах поведения»

Министерство образования и науки Республики Татарстан Государственное бюджетное специальное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мамадышская специальная общеобразовательная

Школа — интернат VIII вида»

Беседа — размышление

Об этических нормах поведения

В 9 классе.

Разработала и провела : учитель

I квалификационной категории

Васильева Е. М.

2014

Цель : Прививать учащимся правила этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости

по отношению к другим людям.

Задачи : Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение. Воспитание уважительного отношения к окружающим.

Оборудование : высказывания, таблички со словами «этика», «этические нормы поведения», ситуативные карточки.

Ход беседы:

— Добрый день, ребята, мы начинаем наш разговор: Беседа — размышление на очень,

На мой взгляд, важную тему. Сегодня мы будем говорить о этических нормах поведения. Мне хотелось, чтобы вы были внимательно слушали, были активны и высказывали свое мнение.

Что такое этика? . Наука о морали: правилах поведения порядочного, приличного и вежливого человека. Этика решает каким будет наш поступок

— Что значит по вашему Этические нормы поведения? . Этический определяется как «повод правильного, хорошего поведения, общения друг с другом — система нравственного поведения человека», т. е это наше поведение в каких — либо ситуациях, а «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает и отражает свой истинный облик». .

— Сейчас мы с вами постараемся разобрать ситуации — реальные явления из нашей повседневной жизни: .

Ситуация 1. Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, Мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают ученика, несущего стопку книг, Костя, толкает нечаянно ученика несущего книги, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше.

Ученику ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. «Простите его, — говорит Егор,- Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги».

Казалось бы, неприятность исчерпана, ученик доволен.

Так ли это должно быть, как вы думаете?

Что скажете про Костю и Егора?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ситуация 2. В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. «Чего встал?

Выходи быстрее! — кричит парень сзади. — Не задерживай, я и так тороплюсь!». На что мальчик промолчал.

Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню?

Как мог повести себя парень?

Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?

А как бы ты себя повел?

Ситуация 3. У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду.

Вы в растерянности: …

Ситуация 4. Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?

Ситуация 5. Мальчик просит у одноклассника компьютерный диск с игрой, в которую давно мечтал поиграть. «А что ты мне за это дашь?» — спрашивает тот. После долгих уговоров и обещаний друг ответил подарю диск с фильмом и тот соглашается дать диск.

А как бы вы поступили?

Какое поведение вы одобряете?

Ситуация 6. Друг взял книгу у тебя на один день, а не отдает ее уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь: «Если ты не принесешь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу».

Как бы поступил ты? Твои действия?

Ситуация 7. На остановке толпа пассажиров, ждут автобус и ты случайно наступил кому-то на ногу или задел локтем. На вас тут же обрушивается словесный поток нелицеприятных слов. Ваши действия?

— Хорошо, теперь вы вспомните и приведите пример из вашей повседневной жизни мы с вами обсудим кто прав и кто виноват?

— Как себя вести в общественных местах и при различных общественных мероприятиях? .

— Скромное, сдержанное поведение — одно из основных правил этики. Корректное и вежливое поведение в разных местах, при разных обстоятельствах играет большую роль в суждении других о нашем воспитании. Когда на нас смотрят со стороны, а мы отражаем свое поведение положительно или отрицательно и тут складывается впечатление можно назвать тебя культурным и вежливым?

— Рождается ли человек сразу вежливым и воспитанным? .

— Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым? .

-Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться? .

Практическая часть : Что ж, посмотрим на практике, насколько хорошо вы владеете правилами этикета.

1. «Встреча гостей». Представим себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто

Должен открыть дверь? Предполагаемый ответ: дверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу.

2. «Приветствие». Как нужно здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с женщиной, с равным себе?

3. Как можно приветствовать друг друга?

4. Кто первым здоровается при входе в помещение?

5. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

6. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто входит первым?

7. Паре нужно в театре пройти на свое место. Кто идет первым?

8. Если вы опоздали на мероприятие, куда садиться? Нужно ли искать свое место?

9. При разговоре по телефону кто здоровается первым?

— Теперь мы с вами выяснили о этических нормах поведения что: Этические нормы поведения та же техника безопасности, но только в отношениях с людьми. И тот, кто пользуется правилами — учится на чужих ошибках тот и меньше делает ошибки.

-Сейчас мы с вами составим формулу:

Знание этикета + соблюдение его правил = воспитанность.

— На чем основаны требования культуры поведения в семье, школе, обществе? . На нашем воспитании, взаимопонимании, взаимоуважении.

— Отсюда подведем итог и сделаем вывод:

— В чем же заключается Воспитанность? Заключается в знаниях правил этикета и в их выполнении. Но если человек знает правила этикета, но не выполняет их, он создает только видимость воспитанности надевая на себя несправедливость, где когда — нибудь и где — нибудь она высветиться что и сам он это не заметит.

Воспитанность и хорошие манеры связаны с внутренней культурой человека.

— Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что можно и нельзя: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо.

Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком. Я желаю вам быть воспитанными и тактичными, чтобы у людей от общения с вами оставалось хорошее впечатление.

Удачи вам!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект беседы в 9 классе «Беседа — размышление об этических нормах поведения»