Конспект беседы в 9 классе «Беседа — размышление об этических нормах поведения»
Министерство образования и науки Республики Татарстан Государственное бюджетное специальное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мамадышская специальная общеобразовательная
Школа — интернат VIII вида»
Беседа — размышление
Об этических нормах поведения
В 9 классе.
Разработала и провела : учитель
I квалификационной категории
Васильева Е. М.
2014
Цель : Прививать учащимся правила этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости
Задачи : Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.
Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение. Воспитание уважительного отношения к окружающим.
Оборудование : высказывания, таблички со словами «этика», «этические нормы поведения», ситуативные карточки.
Ход беседы:
— Добрый день, ребята, мы начинаем наш разговор: Беседа — размышление на очень,
На мой взгляд, важную тему. Сегодня мы будем говорить о этических нормах поведения. Мне хотелось, чтобы вы были внимательно слушали, были активны и высказывали свое мнение.
—
— Что значит по вашему Этические нормы поведения? . Этический определяется как «повод правильного, хорошего поведения, общения друг с другом — система нравственного поведения человека», т. е это наше поведение в каких — либо ситуациях, а «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает и отражает свой истинный облик». .
— Сейчас мы с вами постараемся разобрать ситуации — реальные явления из нашей повседневной жизни: .
Ситуация 1. Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, Мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают ученика, несущего стопку книг, Костя, толкает нечаянно ученика несущего книги, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше.
Ученику ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. «Простите его, — говорит Егор,- Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги».
Казалось бы, неприятность исчерпана, ученик доволен.
Так ли это должно быть, как вы думаете?
Что скажете про Костю и Егора?
Как бы вы поступили в данной ситуации?
Ситуация 2. В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. «Чего встал?
Выходи быстрее! — кричит парень сзади. — Не задерживай, я и так тороплюсь!». На что мальчик промолчал.
Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню?
Как мог повести себя парень?
Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?
А как бы ты себя повел?
Ситуация 3. У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду.
Вы в растерянности: …
Ситуация 4. Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?
Ситуация 5. Мальчик просит у одноклассника компьютерный диск с игрой, в которую давно мечтал поиграть. «А что ты мне за это дашь?» — спрашивает тот. После долгих уговоров и обещаний друг ответил подарю диск с фильмом и тот соглашается дать диск.
А как бы вы поступили?
Какое поведение вы одобряете?
Ситуация 6. Друг взял книгу у тебя на один день, а не отдает ее уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь: «Если ты не принесешь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу».
Как бы поступил ты? Твои действия?
Ситуация 7. На остановке толпа пассажиров, ждут автобус и ты случайно наступил кому-то на ногу или задел локтем. На вас тут же обрушивается словесный поток нелицеприятных слов. Ваши действия?
— Хорошо, теперь вы вспомните и приведите пример из вашей повседневной жизни мы с вами обсудим кто прав и кто виноват?
— Как себя вести в общественных местах и при различных общественных мероприятиях? .
— Скромное, сдержанное поведение — одно из основных правил этики. Корректное и вежливое поведение в разных местах, при разных обстоятельствах играет большую роль в суждении других о нашем воспитании. Когда на нас смотрят со стороны, а мы отражаем свое поведение положительно или отрицательно и тут складывается впечатление можно назвать тебя культурным и вежливым?
— Рождается ли человек сразу вежливым и воспитанным? .
— Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым? .
-Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться? .
Практическая часть : Что ж, посмотрим на практике, насколько хорошо вы владеете правилами этикета.
1. «Встреча гостей». Представим себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто
Должен открыть дверь? Предполагаемый ответ: дверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу.
2. «Приветствие». Как нужно здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с женщиной, с равным себе?
3. Как можно приветствовать друг друга?
4. Кто первым здоровается при входе в помещение?
5. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
6. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто входит первым?
7. Паре нужно в театре пройти на свое место. Кто идет первым?
8. Если вы опоздали на мероприятие, куда садиться? Нужно ли искать свое место?
9. При разговоре по телефону кто здоровается первым?
— Теперь мы с вами выяснили о этических нормах поведения что: Этические нормы поведения та же техника безопасности, но только в отношениях с людьми. И тот, кто пользуется правилами — учится на чужих ошибках тот и меньше делает ошибки.
-Сейчас мы с вами составим формулу:
Знание этикета + соблюдение его правил = воспитанность.
— На чем основаны требования культуры поведения в семье, школе, обществе? . На нашем воспитании, взаимопонимании, взаимоуважении.
— Отсюда подведем итог и сделаем вывод:
— В чем же заключается Воспитанность? Заключается в знаниях правил этикета и в их выполнении. Но если человек знает правила этикета, но не выполняет их, он создает только видимость воспитанности надевая на себя несправедливость, где когда — нибудь и где — нибудь она высветиться что и сам он это не заметит.
Воспитанность и хорошие манеры связаны с внутренней культурой человека.
— Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что можно и нельзя: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо.
Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком. Я желаю вам быть воспитанными и тактичными, чтобы у людей от общения с вами оставалось хорошее впечатление.
Удачи вам!