А. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Художественный мир В. Васнецова
Савченко Ольга Константиновна, учитель русского языка
Цель: дать понятие о балладе; показать, как автор использовал летописные и литературные традиции в изображении героев и событий; учить умению анализа поэтического произведения; познакомить с творчеством В. Васнецова; пробудить интерес к произведениям искусства.
Оборудование. Презентация, видеофрагменты из фильма «Виктор Васнецов».
Словарная работа:
Волхвы — языческие жрецы у славян, кудесники;
Жрец — служитель божества;
Вещий — пророческий, предвидящий
Вдохновение — творческий подъем;
Праща — древнее ручное боевое оружие для метания камней;
Баллада — стихотворение, в основе которого лежит историческое событие;
Летопись — памятники исторической прозы Древней Руси.
Ход урока
УЧИТЕЛЬ. Тема нашего урока: Знакомство с произведением А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», художественный мир В. Васнецова.
Просмотр видео .
Как вы думаете, почему Васнецова так волновала тема старины, почему он часто обращался к летописным источникам? .
А почему Пушкина заинтересовала летопись?
Узнаем об этом из исторической справки.
Сообщение
УЧИТЕЛЬ. В основе «Песни…» лежит летопись, связанная с именем князя Олега. Чем был знаменит этот человек, вошедший в историю России как Олег Вещий?
УЧИТЕЛЬ. По преданию, Олега «уклюнула змея», и он умер.
Учитель читает «Сказание о смерти Олега».
Чтение отрывка из учебника, стр.70.
Пушкина поразил этот эпизод летописи — и появилось поэтическое произведение.
Чтение учителем «Песни о вещем Олеге».
1.БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ. — Чем отличается чтение этого произведения от чтения других стихотворений?
Каким слогом написано стихотворение?
За что славит поэт князя? Песнь — древний способ прославления.
Что вас поразило в заключительном эпизоде?
Почему же Олег принимает смерть от коня? Вероятно, мы не сможем сейчас ответить на этот вопрос.
( От судьбы не уйти?
Потому что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»?
Потому что это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?)
События «Песни…» содержат в себе много таинственного. Каждый читатель разгадывает ее по-своему. Попробуем это сделать и мы.
Кто, по-вашему, главный герой произведения?
Составьте устный рассказ о кудеснике.
— вдохновенный , — мудрый , — любимец богов , — вестник , — сдержанный, — оценивает достоинства Олега, прославляет его, — похвала коню. Как вы понимаете слова:
«Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен.»?
Как эти слова связаны с событиями в жизни поэта во время написания баллады?
Каково отношение Олега к коню? Найдите в тексте эпитеты.
— верный = преданный ; — послушный, подчинен воле князя; — дает ощущение власти над самой жизнью. И вот кудесник отбирает любимого коня.
2.Работа с иллюстрацией Васнецова. — Каким изображен конь? — Почему белый? — Почему у князя и у коня склоненные головы? — Удалось ли художнику передать характеры героев? 3.В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня. А как поступает пушкинский герой?
Найдите в тексте слова, подтверждающие это.
4.Когда Олег вспоминает об оставленном друге? . 6. Почему князь захотел увидеть кости коня?
(Это был друг, душевно привязан. На тризне — погребальном обряде — полагалось
Вместе с всадником хоронить и коня.)
7. Почему же Олег принимает смерть от коня своего?
События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая пожалеть, что у них не одна судьба.
8. Каким изображен Олег в начале «Песни…» и в эпизоде:
«Князь тихо на череп коня наступил»?
(Именно поэтому Олег не просто князь у Пушкина, но лицо поэтическое.
Князь добрый, уважительный, щедрый, гордый, властный, воинственный, жестокий, грубый.)
9.К кому в балладе в большей степени относится слово «вещий»- к Олегу или к кудеснику? Еще раз обратимся к фрагментам фильма о творчестве Васнецова.
Кто является героями полотен художника? .
10. Каким должно быть творчество писателя, художника?
ВЫВОД. Воспринимая произведение искусства, мы не просто смотрим на то, что изображено, а вспоминаем жизненные впечатления, прочитанное. Конечно, каждый находит что-то свое и в картине, и в стихотворении, и в романе. Важно то, что никого искусство не оставляет равнодушным.
Мы даем как положительную, так и отрицательную оценку. Искусство помогает познавать мир, воспитывает человека, расширяет наш кругозор, пробуждает творческие способности. Сегодня на уроке мы прикоснулись к творчеству двух величайших людей: А. Пушкина и В. Васнецова.
Выяснили, что настоящее творчество должно быть свободным.