План-конспект урока окружающего мира во 2 классе «История возникновения Московского Кремля»
План-конспект урока окружающего мира во 2 классе «История возникновения Московского Кремля»
Подготовила учитель начальных классов МАОУ СОШ №77 г. Ростова-на-Дону Ревинская О. А.
Цели:
Создание условий для получения и развития знаний учащихся об историческом прошлом нашей Отчизны, для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите
Задачи:
-расширить знания обучающихся об
-познакомить учащихся с историей возникновения Московского Кремля и деятельностью русских князей
-развивать устную речь детей, внимание, память, умение пользоваться словарями для получения информации, умение делать предположения и выводы
-воспитывать чувство любви к родной земле, природе, чувство гордости за исторические свершения народа
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентации, словари
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания:
-Ребята, какое было домашнее задание на сегодняшний урок?
-Подготовить краткие сведения
-Верно, чем является г. Москва для нашей страны?
-Столицей!
-Мы сегодня будем говорить о Москве, следовательно, о нашей стране, урок будет очень серьезным, и мне бы хотелось, чтобы в классе присутствовал не только герб нашего государства, но и флаг. Кто из вас сможет собрать из полос флаг России?
-Спасибо! Вот теперь мы можем начинать наш урок! Послушаем ваши сообщения о достопримечательностях Москвы.
3.Сообщение темы урока:
-Как вы считаете, что является главной достопримечательностью Москвы?
-Кремль
-Предположите сколько лет Кремлю? Вспомните, в каком веке строились сторожевые башни, с которыми мы подробно познакомились в исследовательской работе?
-В 15 веке
-А сейчас какой век? Сколько же веков стоят эти стены и башни? А сколько это лет?
Это много или мало? 600 лет — это очень солидный возраст! И я вам открою секрет-Московскому Кремлю более 600 лет! И мы сегодня отправимся в путешествие к самым истокам Кремля и проследим историю его развития. Слайд №1.
Мы будем путешествовать по реке времени. Слайд №2
-Побываем на месте возникновения Кремля
-Узнаем все о деревянном Кремле
-Познакомимся с Кремлем белокаменным
-Узнаем, когда появился краснокирпичный Кремль
Перед путешествием необходимо хорошо отдохнуть, набраться сил
Физкультминутка ( Песня «Москва майская»
Утро красит нежным светом…)
4. Изучение нового материала
Возникновение Кремля
-Давайте мысленно перенесемся на 8 веков назад и представим себе, что нам необходимо выбрать место для строительства города. Где лучше строить город-на ровном месте или на небольшом возвышении? Нужен ли рядом лес или лучше город строить подальше от леса?
Наличие реки желательно? Слайд №4
-Молодцы! Наши мысли полностью совпали с планами Московского князя Юрия Долгорукого, который выбирал место для строительства заставы. Слайд №5, слайд №6, слайд №7
-Кто может прочитать дату рождения Кремля? Как называется холм, от какого слова произошло это название? Что такое бор?
-Идем за помощью к словарю , из какого дерева были построены первые укрепления и дома?
-Давайте подумаем, почему это первое поселение назвали словом Кремль?
Дети высказывают предположения, а пара ребят работает со словарем. Зачитывается значение слова из словаря. Еще один ученик, которому было дано задание заранее, зачитывает статью из словаря происхождения слов. Слайд №8
Деревянный Кремль
-Итак, год 1147 считается годом рождения Кремля и годом основания Москвы. Что же происходило с городом позднее? В 1237 году Москва и ее крепость были полностью сожжены врагами. Но Москва быстро отстроилась заново и уже в первой половине 14 века при князе Иване Калите был построен новый Кремль из более прочной древесины-из дуба.
Вот так выглядел Кремль во времена правления Ивана Калиты слайд №9.
-Ребята, не кажется ли вам странным такое прозвище для князя? Давайте опять попросим помощи у словаря. Слайд №10.
Если князю народ дал такое прозвище, то каким он был? Несмотря на свое богатство, он был щедрым и заботливым правителем. Он заботился о своем народе и поэтому Кремль сделал более прочным — построил его из дубовых бревен.
Толщина отесанных дубовых бревен доходила до 70 см! Ученик с помощью метра отмеряет тесьму в 70 см и наглядно показывает данную мерку.
Кремль белокаменный
-Эта крепость прослужила более 25 лет! Но, как известно, у любой древесины есть один злейший враг-огонь. В 1365 году в один из засушливых дней случился пожар, Москва сгорела дотла. В то время правил уже внук Ивана Калиты-Дмитрий Донской. Он возвел стены Кремля уже не из древесины, а из белого камня-известняка.
И стал Кремль белокаменным. Слайд №11. Толщина стен доходила до 3 метров и построили их очень быстро-меньше чем за 2 года. Когда очередной враг вновь напал на Москву, Кремль блестяще выдержал его осаду.
Посмотрите еще один слайд, на котором очень хорошо видно, как выглядел белокаменный Кремль слайд №12.
Кремль краснокирпичный
Слайд №13 Толщина стен достигала 6 метров , внутри стен располагались склады с боеприпасами.
Современный Кремль
Слайды №14 и №15
Со времен князя Ивана 3 и до наших дней Кремль сохранил свой краснокирпичный облик
5. Закрепление изученного. Рефлексия
Наше путешествие подошло к концу. Кому было интересно? Что нового узнали? Посмотрите на слайд №16, прочтите вопросы вслух, по цепочке.
Для ответа можно выбрать любой вопрос, мы с удовольствием вас послушаем и еще раз проплывем по реке времени.
-Молодцы! По вашим ответам я поняла, что наше путешествие удалось! Вы многое узнали, проявили себя любознательными детьми, внимательными учениками, любящими свою страну, и мне хочется пригласить вас на экскурсию в современный Кремль. Разумеется, виртуальную.
Туда мы отправимся на следующем уроке. Слайд№17