“И скучно и грустно”

Стихотворение создано в 1840 г. В нем звучит мотив безысходности, входящий в тему одиночества. Лермонтов создал в своем творчестве своеобразную концепцию одиночества. В романтической поэзии лирический герой противопоставлял себя обществу. Со временем его позиция меняется: изгнанничество становится единственно возможной формой существования в бездушном мире.

Элегия “И скучно и грустно” – это внутренний монолог, исповедь рефлексирующего лирического героя, наполненная грустными, противоречивыми раздумьями о жизни. Элегия представляет

собой трехчастную структурную композицию: вступление, основная часть, заключение; и делится на двустишия, каждое из которых представляет собой завершенное по смыслу и интонации суждение: первое – вступление, далее – “желанья… что пользы… желать?”; “любить – но кого же?”; “что страсти?., их сладкий недуг исчезнет”, а в последнем следует вывод:”И жизнь… такая пустая и глупая шутка!” Лирический герой стремится привести свои чувства в Порядок, он перебирает аспекты своей жизни, но везде сталкивается с отсутствием смысла и пустотой. Ощущение взволнованности создается прерывистостью
речи, пунктуационно показанной на письме , словесными повторами, контрастами . Белинский, об этом стихотворении: “Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни! От него содрогается человеческая природа, стынет кровь в жилах, и прежний светлый образ жизни представляется отвратительным скелетом, который душит нас в своих костяных объятиях, улыбается своими костяными челюстями и прижимается к устам нашим!

Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это – похоронная песня всей жизни! Кому не знакомо по опыту состояние духа, выраженное в ней, в чьей натуре не скрывается возможность ее страшных диссонансов, – те, конечно, увидят в ней не больше, как маленькую пьеску грустного содержания, и будут правы; но тот, кто не раз слышал внутри себя этот могильный напев, а в ней увидел только художественное выражение давно знакомого ему ужасного чувства, тот припишет ей слишком глубокое значение, слишком высокую цену, даст ей почетное место между величайшими созданиями поэзии, которые когда-либо, подобно светочам Эвменид, освещали бездонные пропасти человеческого духа… И какая простота в выражении, какая естественность, свобода в стихе! Так и чувствуешь, что вся пьеса мгновенно излилась на бумагу сама собой, как поток слез, давно уже накипевших, как струя горячей крови из раны, с которой вдруг сорвана перевязка…”




Grammatical changes of the middle english period.
Сейчас вы читаете: “И скучно и грустно”