«Ленинград» анализ стихотворения Мандельштама
История создания
Стихотворение «Ленинград» написано в 1930 г. Это относительно спокойный период в жизни поэта. С 1925 по 1930 гг. Мандельштам пишет только прозу, а после путешествия на Кавказ снова обращается к стихам.
Одно из них — стихотворение-предчувствие, предсказание «Ленинград». Это стихотворение о встрече с родным городом. Мандельштам любил Петербург и скучал по нему в странствиях.
Стихотворение было напечатано в «Литературной газете» в ноябре 1931. Трудно поверить, что цензура пропустила его.
Семья Мандельштамов
Литературное направление и жанр
Акмеистические корни поэзии Мандельштама видны в стихотворении «Ленинград». Модернистское мироощущение поэта накладывается на чудовищную реальность, что усиливает трагичность стихотворения. По жанру оно ближе всего к элегии.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение
К Ленинграду лирический герой не обращается, а только к Петербургу в четвертой и пятой строфах.
Первое двустишье написано от первого лица. Это повествовательное предложение о возвращении в город детства. Вторая и третья строфы — обращение к самому себе. Это горечь узнавания города, который сегодня вызывает негативные эмоции. Четвертая и пятая строфы — обращение к сущности города, просьба о защите.
Лирический герой хотел бы вернуть прошлое, но не только его знакомые мертвы, но и сам он на грани гибели, утратил место жительства. В этих строфах лирический герой дважды обращается к городу «Петербург».
Последние две строфы подчеркивают тревожное эмоциональное состояние лирического героя, который боится ареста, прихода «гостей дорогих» настолько, что вырвал звонок и проверяет по ночам дверные цепочки.
Тема стихотворения — гибель города и целой страны, человека в этом городе. Основная мысль — предчувствие беды, которое проявляется на всех уровнях организации текста.
Тропы и образы
В первой строфе лирический герой не называет город по имени. Отношение к городу у героя не просто как к человеку , но к родному, которого обнимаешь, так что видны прожилки. Даже как к ребенку, чьи припухлые железки тебе знакомы.
Вторая и третья строфы наполнены цветами. И рыбий жир фонарей, и желток, подмешанный к зловещему дегтю — метафоры тусклого желтого цвета, испускаемого речными фонарями и зимним солнцем из-за туч. Цвета в стихотворении превращаются в вещества. Интересно, что эти образы еще и противно пахнут , как будто город, каким лирический герой его застал, противен ему.
Поэтому в следующих строках герой обращается к истинному городу — Петербургу.
Для него это город мертвых, который как будто хранит память о людях ушедшей эпохи. Вместе с названием изменился и город, и сам герой. Дорогие ему люди исчезли вместе со старым Петербургом, а в Ленинграде уже невозможно позвонить по старым телефонам.
Это строфы о не-звучании, о голосах мертвых и телефонах, от которых уехали хозяева-жильцы.
Да и как позвонить, если лирический герой ютится на черной лестнице? Тема незвучащих звонков продолжается теперь в дверном звонке, который вырван с мясом, следовательно, звонить не может. Но и в таком мертвом состоянии он ударяет лирическому герою в висок .
В последней строфе, наконец, появляется звук. Дверные цепочки гремят кандалами . Лирический герой указывает на причину гибели — приход «дорогих гостей» . Даже если звонок вырвать с мясом, это не спасет от стука в дверь. Мандельштам предчувствовал свой арест, случившийся в 1934 г., через полгода после антисталинских стихов, которые Мандельштам неосторожно читал многим, как бы приближая свою гибель.
Интерпретировать стихи Мандельштама очень трудно. Образы всегда многозначны. Возможно, мертвецы — это те, за кем уже пришли «дорогие друзья». И это сотрудники госбезопасности, а не лирический герой, вырвали с мясом звонок, пытаясь дозвониться. Тогда и звуковые образы в романе будут иными.
А может быть, дорогие друзья — это не ирония, а призраки прошлого, которых ждет полусумасшедший лирический герой.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным анапестом. Парная рифмовка с мужскими рифмами жесткая, как удары или выстрелы, трехсложный размер подобен сбившемуся дыханию испуганного героя.