Если вас проверяют
Слов нет, это неприятно. Конечно, никто из нас не совершенство, и при желании у нас можно найти множество всяких недостатков . Но самое неприятное, когда нас начинают проверять по совершенно несущественным, надуманным, формально-иезуитским каким-то критериям.
Это напоминает детскую игру в нарисованные на асфальте домики. Наверно, все ее видали: возьмет дитя мелок и нарисует себе апартаменты. Много комнат, много дверей — и только попытайтесь пройти сквозь стену.
Хозяин виртуального жилья поднимет крик и потребует, чтобы вы шли через
Мне много раз хотелось бросить работу в школе не потому, что она тяжелая, и не потому, что все не ладилось и от собственного бессилия впору было выть на луну , а потому что это унизительно, в конце концов! Я делаю тяжелую и нужную работу, вкладываю в нее все силы и всю жизнь, а меня при этом хотят заставить играть в виртуальные домики. За тридцать лет работы в школе чего только не требовали неугомонные наши начальники от просвещения.
И конспектов, написанных с соблюдением трехсот китайских церемоний, и обязательного — на каждом уроке! — использования технических приспособлений,
Не рваться «на хороший счет», а тихо, незаметно учить читающих, думающих и пишущих — по возможности так, чтобы они и дальше оставались таковыми.
Когда видишь, что ничего по сути не меняется в этих формальных «требованиях», только слова «линяют» примерно раз в пять-семь лет, терпение начинает иссякать. Хотя это не совсем правильно. Ведь можно сделать прямо противоположный вывод: в словах этих нет смысла, и не надо обращать на них внимания.
Это все «галочки», которые чиновникам удобно ставить в каких-то отчетах, оправдывающих их существование. Собственно, в этом и проблема. Учитель учит, занят делом, но это дело реально, а потому не укладывается в бумажные рамки. Зато чиновник от образования существует в мире бумаг, отчетов, процентов и другой виртуальной ирреальности. Чтобы подтвердить сам факт своего существования , он вынужден придумывать все новые и новые «формы отчетности».
Кого-то заставляют фиксировать каждый урок на видео, кого-то писать «само-анализ», одни вопросы для которого еле вмещаются в три листа… Портфолио недавно вошли в моду… И кажется, наверно, что чем больше учитель оставит «документальных улик» своей деятельности, тем лучше будет результат его работы.
Как будто цель нашей работы — «продукт», увековеченный на всяческих «носителях информации».
А на самом деле все наоборот. Настоящая работа учителя не имеет ничего общего со всей этой «отчетностью». И бедного чиновника даже можно понять: он должен контролировать процесс, проконтролировать который невозможно. Нет, что-то очевидное, конечно, поддается проверке: знание терминов и дат, знакомство с текстом. Как будто в датах суть дела…
Но вот поймать эту таинственную суть формальными сетями невозможно.
Никакой «срез» и никакой экзамен не покажет, что на самом деле смог и чего не смог сделать учитель литературы. Проверяющий должен быть не менее чем в ангельском чине, чтобы увидеть в перспективе всей грядущей жизни, что дал учитель-словесник своим ученикам. Любят ли они читать? Или, может быть, возненавидели классическую литературу на всю оставшуюся жизнь? Умеют ли понимать книги, которые им никто не растолковывал ? Способны ли мыслить в контексте русской и мировой культуры?
Участвуют ли в том общем диалоге, которым и является «мировая культура», или довольствуются «поп»-объедками? На каком языке выражают свои мысли ? На сленге? Непечатно?
На убогом вездесущем канцелярите?..
Может быть, это очень «непедагогично» , но знаете, коллеги, ни к чему нам тратить силы души, время и нервы на поддержание всей этой мертвечины. Если уж очень нужно кесарю получить от нас кесарево — напишем ему не глядя такую же бессмысленную бумажку, которую он нам прислал для «отчетности». Не понравится такая бумажка — что ж, не обессудьте.
Мы для детей работаем, а не для «галочки».