«Бесы» анализ стихотворения Алексадра Пушкина
«Бесы» — одно из самых известных детищ Пушкина, написанное 7 сентября 1830 года в Большом Болдино. Произведения этого периода отличаются глубиной поэтического и философского смысла. «Бесы» же справедливо относят к вершинам философской лирики писателя.
Как родится гениальное?
Предыстория создания «Бесов» начинается 6 мая 1830 года, когда было сделано официальное объявление о помолвке Натальи Гончаровой и поэта. Сыграть свадьбу все не удавалось: мать не хотела отдавать Наталью замуж без приданого, в августе 1830 умер дядя
3 сентября года поэт прибыл в Болдино.
Пушкин был подавлен и раздражен тем, что бытовые хлопоты отнимают у него время на творчество. Осень была его любимым временем для литературных трудов, а «урожай» — основным источником средств для существования. Напряженное, тревожное настроение художника отразилось на атмосфере стихотворения «Бесы», которое было создано одним из первых по приезде. Его строки сквозят усталостью и меланхолией, но совсем скоро настроение Александра
Покинуть Болдино поэту помешала эпидемия холеры, но это не тревожило Пушкина, только радовало. Писатель сообщает невесте и Плетневу о том, что задержится на порядочное время. Его наполняет радость от предстоящих литературных трудов.
Мирным пребывание в деревне назвать нельзя: угроза смертельной болезни веселила, дразнила любящего риск и опасность Пушкина.
Тема. Композиция. Сюжет.
Стихотворный размер произведения — четырехстопный хорей с использованием перекрестной системы рифмовки. Написаны «Бесы» октавой или восьмистишьем. Литературное направление — Романтизм.
Жанрово можно отнести к Лирической балладе и философской лирике. Композиция — симметрично кольцевая благодаря троекратному повторению одного и того же четверостишья в начале каждой из частей произведения:
Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.
Первая часть описывает разбушевавшееся ненастье, виной которому, как говорит ямщик — бес, желающий свести в поле путников и «кружит по сторонам». Ямщик, склонный верить в мистический мир, видит в разгуле непогоды бесовскую силу и повествует главному герою о том, что и раньше сталкивался с нечистью. В рассказе путника раскрывается Фольклорный мотив произведения.
Мистическое впечатление от опасного путешествия усиливают повторения и звукоподражания . Метафоры, описывающие буйство ненастья, помогают явно вообразить состояние природы . Путешествие сопровождается тревожными раздумьями лирического героя, его пронизывает страх.
Второй эпизод — кульминация. Главный герой замечает дьявола и его горящие во тьме глаза. Взору предстает разгул дьявольской силы:
Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре…
Картина бесовского разгула заставляет его душу надрываться. В третьей части особенно хорошо видна Символичность мистического сюжета. Главный герой не хочет участвовать в игре с бесами, которые заполонили все вокруг, поднимается над ней, хочет отстраниться от нее. Страх уступает место переживаниям души за то, что происходит вокруг него.
Параллель, проводимая между бесовской силой и людьми, власть имеющими, становится очевидной.
Путники, сбившиеся с пути — это русский народ в поисках лучшей, счастливой жизни. Правящая элита — бесы, закрывающие людям доступ к знанию, к свободе. Они устраивают простым людям козни, усложняя им жизнь, заставляют переживать унижение, страх и обиду. Сердце главного героя, жаждущего для народа лучшей жизни, мучается при виде праздности высшего света. Он понимает, что высший свет — это «игра бесов», которые готовы погубить кого угодно забавы ради.
Лирический герой — изгой, который поневоле принадлежит правящей касте, но не хочет более соприкасаться к ней, зависеть от нее.