«Прекрасны только правда и жизнь»
Материалы к уроку по повести В. Астафьева «Так хочется жить»
Описание событий в романах и других произведениях Виктора Петровича Астафьева хорошо известно широкому читателю. Его повести «Стародуб», «Кража», «Последний поклон», повествование в рассказах «Царь-рыба», Роман «Печальный детектив» стали настоящими литературными событиями последних 15-20 лет и прочно вошли в круг чтения нашего современника.
Виктор Петрович Астафьев пишет о себе, о своем детстве, о людях, с которыми его столкнула судьба, о проблемах,
Поэтому с полным правом Астафьева можно назвать летописцем XX века.
Каждое его произведение заставляет думать: о времени и о себе, о народе и власти, о жизненных ценностях, подлинных и мнимых. Одна и та же тема в результате раздумий писателя может в более поздних произведениях высветить неожиданные проблемы.
Например, тема войны. Но только ли о войне его повесть «Так хочется жить», опубликованная в четвертом номере журнала «Знамя»
С главным героем Коляшей Хахалиным, по прозвищу Колька-свист, знакомишься сразу на первой странице. Начало войны. Колька-свист, «мастер по части чтения, пенья, всяческого сочиненья», попал служить в автополк. Никто, конечно, у него не спросил о его наклонностях, желании, где хочется служить , поэтому не заладилось у него учение, ничего не понимал он в шоферском деле. Но подвергся он страшным издевательствам и притеснению со стороны старшины Олимпия Кристофоровича Растакуева не за это, а, как ни странно, за то, что много знал, любил читать и сам сочинял стихи. «Коляша без всякой задней мысли возьми и скажи старшине, что у графа Бенкендорфа отчество было такое же — Христофорович.
Старшина поинтересовался, кто это такой? Коляша, опять же без всякой задней мысли, ответил, как учили в школе, — прихвостень, мол, тирана-царя и погубитель гениального поэта Пушкина».
Было жутко читать, как Растакуев, пользуясь властью, стал издеваться над Коляшей: натравливал других курсантов его бить, посылал после тяжелого учебного дня, когда все в казарме ложились спать, долбить мерзлую помойку, мыть умывальную и туалет, наконец, жестоко избил его. Но не жалость к герою возникла, а восхищение им. Он, маленький, худенький, бывший детдомовец, не сломился, не побоялся «крупного, румяного мужика с умеренно вспухшим животом». Более того, он духовно и нравственно оказался сильнее. Только заступничество младшего лейтенанта, порядочного человека, «начитавшегося благородной литературы», спасло Коляшу от расстрела или штрафной роты.
Растакуев написал донос в соответствующие органы, и Коляшу допрашивал «сытый и хмурый чин в пепельно-серой шинели с малиновыми петлицами».
На допросе он не боится, ведет себя даже вызывающе, так как чувствует свою правоту, но как ни противен ему этот чин, он с ним осторожен и умеет вовремя промолчать — когда энкавэдист оскорбляет его, называя шушерой, Коляша подумал, но вслух не сказал: «Если бы не эта шушера, тебе, рожа сытая, самому пришлось бы идти под огонь».
А почему не сказал? Астафьев нам объясняет: «За ним была мудрая и мученическая крестьянская школа. Наученный терпеть, страдать, пресмыкаться, выживать и даже родине, их отвергшей, служить, мужик российский знал, где, как ловчить, вывертываться».
Далее, повествуя о фронтовой жизни Коляши, писатель показывает нечеловеческие испытания и трудности, которые он перенес, подвиги, которые он совершил, но за них не получил никаких наград. Был несколько раз ранен, одна рана — свищ на ноге — не зажила до самой старости. Ему было очень плохо на войне, и не только потому, что на войне, где смерть, кровь, боль, не может быть хорошо.
Ему было плохо еще и по причине душевной неуютности. Дело в том, что он считался плохим бойцом. «В управлении дивизиона установилось к шоферу Хахалину окончательное отношение как к человеку придурковатому, никудышному, для боевого дивизиона, для боевой работы даже вредному».
Но вот что странно — у читателя такого впечатления о нем не возникает. Коляша часто попадал в трудные переделки, но только из-за безграмотности и некомпетентности командиров. Бестолковость при выполнении боевых заданий чаще всего происходила от тупости командиров, а как только нужно было действовать по обстановке, Коляша блестяще справлялся с заданием.
Описание войны в повести «Так хочется жить» несколько неожиданно. Мы привыкли, что, говоря о Великой Отечественной войне, писатели на первый план выдвигают высокий нравственный закон того трудного времени, когда на карту была поставлена судьба родины, поэтому готовность к подвигу и самопожертвованию была долгом. Но в повести описываются не эпохальные сражения, а какие-то стычки с фашистами, называемые боями местного значения, показываются долгие пути и переходы, командиры-держиморды, да и солдаты порой так изображены, что хочется задать вопрос вроде «А был ли мальчик?»: а та ли изображена война? «В конвойном полку толклись множество рядовых командиров, успешно отсидевшихся в тылу, пресмыкающихся, исподличавшихся».
Но война была та — Великая Отечественная. И победил в ней, несмотря ни на что, народ, который состоял из таких Коляш. Как и в повести «Пастух и пастушка», Астафьев выводит своего героя на рубеж главного испытания — испытания войной. Подобно лейтенанту Борису Костяеву, Коляша выдерживает это испытание. Он не «скурвился», не «исподличался», никого не предал.
Он честно воевал и победил. Его много и незаслуженно обижали, но и несправедливые обиды не озлобили его.
День Победы он встретил на гауптвахте, поскольку ночью с 8 на 9 мая, когда «все начальство спало, а Коляша стоял на посту, подъехала машина и человек с ракетницей радостно крикнул: «Ребята! Парни! Победа! Что ж вы спите?!» — и пальнул в небо из ракетницы и автомата. Коляша Хахалин, плача от счастья, солидарно пустил в небо всю обойму из винтовки».
Полковое начальство со сна подумало, что это нападение, и запаниковало. А потом за трусость свою, малодушие искало, кого наказать. И нашли: «Постовой Хахалин израсходовал свой боезапас…» «Конвойный полк кишмя кишел доносчиками, предателями и подлецами…
Коляша забрался на нары, уткнулся в угол и долго плакал, вымывая слезами все обиды, какие получил он в родном отечестве за войну, всю свою незадачливую судьбу оплакивая».
Коляша волею военной судьбы не дошел до Берлина и радовался этому, хотя не вкусил полной радости победителя. Почему? Освобождая земли Украины, многое узнав о зверствах фашистов, он говорит Жоре-моряку удивительные слова: «Ты знаешь, Жора, насмотревшись на этих паскудников, я поблагодарил судьбу за то, что она не позволила мне дойти до Германии. Представляешь, как там торжествует сейчас праведный гнев?
Я такой же, как все, пил бы вино, попробовал бы немку, чего и спер, чего и отобрал бы». Этот простой человек, обычный солдат подает пример высокой нравственности. Он благодарит судьбу за то, что у него не появилось условий для совершения греха — убийства, воровства, прелюбодеяния.
Не случаен ответ Жоры: «Ох, Коляша. Чтобы испоганиться, неча и за кордон ходить, пропадешь ты, однако. Зачем одному человеку столько ума, таланту, доброго сердца, да еще и совести в довесок?»
Вот почему народ нашей многонациональной страны победил! Потому что состоял в основной своей массе из таких Коляш. Это становится понятным из повести «Так хочется жить», как понятно и то, что правду того времени нужно искать в народном характере, ибо война прошла через судьбу народа. Войны нет уже 55 лет, но она опалила не только фронтовика Астафьева и тысячи тысяч солдат 40-х годов.
Она и поколениям, родившимся через 10, 20, 30 лет после войны, становится понятнее, потому что писатель создает в своих повестях и рассказах не только образы героев — Коляши Хахалина, Сергея Митрофановича, Бориса Костяева и других, он создает, по выражению критика А. П. Ланщикова, «образ жизни». А чтобы сделать этот образ живым, емким и правдивым, писателю недостаточно изучить только внешние проявления жизненных обстоятельств и найти объяснения к ним. Писатель должен войти во все обстоятельства и подробности происходящего, установить их внутреннюю взаимосвязь и обнаружить за теперешними явлениями длительный в своей ретроспективе процесс, изучив который, можно раскрыть правду и философию времени.
От события к событию, от факта к факту, от поступка к поступку все ярче вырисовывается образ главного героя. Как литературный персонаж, он более всего тяготеет к архетипу Иванушки-дурачка. Незадачливый, на первый взгляд, презираемый всеми, но на самом деле — истинный герой, который сконцентрировал в себе самые лучшие человеческие качества. Но только сказка заканчивается полным его, Иванушки, триумфом, а жизнь до самого конца бьет и бьет героя, не обещая никакого праздника.
Писатель с болью в сердце постоянно подчеркивает это.
Повесть «Так хочется жить» состоит из трех частей: первая — «Дорога на фронт» — охватывает три военных года Коляши. Вторая — «Дорога с фронта» — описывает 15-20 лет жизни Коляши после войны. Третья — «Лунный блик» — это фрагменты жизни Николая Ивановича Хахалина в 70-90-е годы. Композиция повести держится на едином тематическом стержне — войне.
Если в первой части герой страдал от лишений войны, то во второй он мучился от «безудержной победной болтовни»: «Все громче, все красивей, все героичней и романтичней преподносились подвиги. И под этот звон, под песни и патриотический, все заглушающий ор косяком вымирали фронтовики от застарелых ран и болезней… Коляша — человек битый, голосу не подавал, с героями войны не спорил. Он уже понял и смирился с тем, что и боль на всю жизнь, до гробовой доски, и когда наплывало прошлое, брало за горло, — он покорно вновь и вновь переживал и пропускал через себя, через свое усталое сердце неотвязное горе…
И чем больше врали про войну, сочиняли красивые слова и картины, тем больнее тому сердцу было, тем горше память».
Третья часть — горькое прозрение героя, которое состоит в осознании того, как всю жизнь родное государство его гнуло, ломало, обижало. Тяжело переносить голод, лишения, трудности, но нестерпимо нести бремя незаслуженных обид, недооценки, неуважения, ежечасного и ежеминутного помыкания и стремления лишить внутренней, да и внешней свободы. Это все испытал Николай Иванович, Коляша, который прожил скудную и длинную жизнь, «как бесконечная осенняя ночь, что та давняя и дальняя дорога на фронт».
Это почти последние слова. Заканчивается повесть словами: «Благословенна и проклята будь она!» Этот эмоциональный всплеск — благословенье и проклятье, гордая радость и слезы — говорит о внутренней самозначимости и свободе героя, который не только выстоял на войне, но и устоял в тисках тоталитарного режима.
Название третьей части восходит к одноименной миниатюре из сборника «Затеси», где автор лирично и философски сравнивает жизнь с лунным бликом, который, кажется, вот-вот достанет, достигнет нос теплохода. Но лунная дорожка хоть и рядом, а все-таки чуть впереди и по-прежнему непересекаема . Так и жизнь. Все вроде ясно и все будто в твоих силах, но нет… так и манит близкое, понятное и родное, как стихи Пушкина и Тютчева, которые так любил Коляша, а в руки не дается.
Очень любил поэзию Николай Иванович, любил и понимал, поэтому на старости лет сжег свои вирши, устыдясь не только того, что они далеки от совершенства, но и того, что зять посоветовал деньги заработать на них, издав как творчество фронтовика.
Главный герой повести «Так хочется жить» Николай Иванович, подобно всем известным героям классических произведений, всю жизнь пытался постичь то, что волновало и волнует человечество за всю историю, — тайну бытия. Он не постиг ее , но он понял: какова бы ни была жизнь — она прекрасна. Как прекрасен лунный блик на воде.