Павел Петрович — характеристика персонажа
Произведение: Отцы и дети
Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Ему 45 лет, «весь облик…,изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и…стремление вверх, прочь от земли…» В молодости герой пережил личную драму. Блестящая карьера и успехи в обществе П. К. были прерваны трагической любовью героя, которая закончилась гибелью его возлюбленной, княгини Р. После этого потрясения П. К. отказывается от надежд на счастье. Он решает посвятить себя исполнению нравственного
П. К. переезжает в деревню к брату, где пытается помочь ему в ведении хозяйства. Кроме того, он активно участвует в политической жизни, выступая сторонником либеральных идей. В спорах — «схватках» с Базаровым П. К. защищает высокие идеи. Он ратует за идею достоинства и прав личности, за самоуважение, честь и свободу каждого человека. Помимо этого, герой утверждает ценность крестьянской общины и патриархальной семьи.
Все это, по убеждению П. К., должно превратить Россию в прогрессивную, цивилизованную страну. Этот герой убежденно отстаивает свои идеи: он вызывает Базарова на дуэль.
Его жизненные идеалы не способны сделать счастливым даже самого героя: он так и остается несчастным и одиноким. П. К. — человек несбывшихся мечтаний и несостоявшейся судьбы. В финале романа П. К. живет в Германии, стране прогресса и цивилизации, но он по-прежнему одинок и несчастен.
ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ — центральный персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» . П. П. Кирсанов, наравне со своим братом Николаем Петровичем, — представитель многовековой дворянской культуры. Личность П. П. не менее противоречива, чем личность олицетворяющего «новое время» Базарова — героя романа. Являясь основным оппонентом Базарова, П. П., как и главный герой, сочетает в себе преданность некоторым принципам и неспособность последовательно претворять их в жизнь.
Принципы П. П. — это умеренный либерализм, включающий в себя признание политических свобод, конституции, аристократизм в соединении с англоманией, поклонение красоте, искусству. Вместе с тем его либеральные взгляды остаются всего лишь абстрактными рассуждениями, красоту природы и поэзии гораздо глубже понимает брат П. П. Некогда светский лев, бережно хранящий в сердце воспоминание о княгине Р., трагическая любовь к которой заставила его отказаться от карьеры, П. П. испытывает симпатию к простолюдинке Фенечке, любовнице своего брата. Убеждения и жизненные принципы П. П. раскрываются в его спорах с Базаровым, из которых победителем обычно выходит последний. Источник образа П. П. определен Тургеневым как современное ему поколение дворян.
Это Столыпин, Есаков, Россет. «Они лучшие издворян — и именно поэтому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность», — говорит писатель. Печальную ноту вносит последнее упоминание о П. П.: он уезжает в Дрезден, общается там с англичанами и русскими, надевает новую идейную маску, становясь славянофилом, «но жить ему тяжело… тяжелей, чем он подозревает».