Как работать со стихотворной пародией

При изучении лирики Афанасия Фета в 10-м классе мы часто обращаемся к пародии, так как именно этот жанр использовался представителями «некрасовского» направления для борьбы с поэтами «чистого искусства». Одним из самых остроумных пародистов своего времени был Дмитрий Минаев , названный «королем рифмы». Его можно было бы назвать и королем эпиграммы или каламбура.

Минаев брал под обстрел и идейные тенденции, и эстетические принципы, и литературную манеру своих противников. Предлагаем несколько вариантов работы с пародиями

Минаева на произведения Фета.

1-й вариант

Как известно, больше всего досталось от пародистов стихотворению «Шепот, робкое дыханье…», которое «вызвало неописуемую читательскую и критическую бурю» .

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

1850

Д. Д. Минаев написал две пародии на это стихо­творение.

Холод, грязные селенья, Лужи и туман, Крепостное разрушенье, Говор поселян. От дворовых нет поклона, Шапки

набекрень, И работника Семена Плутовство и лень. На полях чужие гуси, Дерзость гусенят, Посрамленье, гибель Руси, И разврат, разврат!..

Топот, радостное ржанье, Стройный эскадрон, Трель горниста, полыханье Веющих знамен. Амуниция в порядке, Отблеск серебра, — И марш-марш во все лопатки, И ура, ура!..

Как вы относитесь к этим пародиям? Какое впечатление они произвели на вас? Чем, на ваш взгляд, было вызвано такое издевательское отношение к одному из лучших стихо­творений А. Фета?

Насколько мастерски сумел пародист сымитировать поэтическую манеру Фета? Попробуйте сами написать пародийное стихо­творение, передав особенности стиля Фета. Как вы определите жанр стихотворения, написанного неизвестным автором — современником Фета: как пародию или пародийный перифраз?

Как отразилась эпоха в этом произведении?

Для справки:

Пародия : 1) жанр сатирической литературы — имитация, утрировка, карикатурное подчеркивание особенностей индивидуальной манеры, стиля писателя; 2) подражание, искажающее образец.

Перифраз : стилистический прием — замена слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки этого предмета .

Пародийный перифраз — использование формы популярного литературного произведения с резко противоположным содержанием .

Шепот, грозное бряцанье Сабель, звуки шпор, Обыск, тягость ожиданья, Тихий разговор; Свет ночной — поодаль тени Матери, отца — Смена быстрых выражений Бледного лица; В вечность канувшие грезы, Бед в грядущем тьма, И прощания, и слезы, И тюрьма, тюрьма!..

2-й вариант

Сравните стихотворения Фета и пародии на них Минаева. Как пародист передает авторскую манеру Фета?

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина Полная луна,

Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

Тихая звездная ночь, Трепетно светит луна; Сладки уста красоты В тихую звездную ночь.

Друг мой! в сиянье ночном Как мне печаль превозмочь?.. Ты же светла, как любовь, В тихую, звездную ночь.

Друг мой, я звезды люблю — И от печали не прочь… Ты же еще мне милей В тихую, звездную ночь.

Чудная картина! Грезы всюду льнут: Грезит кустик тмина, Грезит сонный пруд, Грезит георгина, Даже, как поэт, Грезит у камина Афанасий Фет. Грезит он, что в руки Звук поймал, — и вот Он верхом на звуке В воздухе плывет.

Птицы ж щебетали: — Спой-ка нам куплет О «звенящей дали», Афанасий Фет.

Тихая звездная ночь. Друг мой, чего я хочу? Сладки в сметане грибы В тихую звездную ночь.

Друг мой, тебя я люблю, Чем же мне горю помочь? Будем играть в дурачка В тихую звездную ночь.

Друг мой! Умен я всегда, Днем я — от смысла не прочь. Лезет в меня ерунда В теплую звездную ночь.

3-й вариант

1. Сравните два стихотворения. Докажите, что одно из них является оригиналом , а другое — пародией. 2. Почему именно на стихи Фета так часто «покушались» пародисты?

Тихий вечер навевает Грезы наяву, Соловей не умолкает… Вот чем я живу. Месяц льет потоки света…

Сел я на траву, — Огоньки сверкают где-то… Вот чем я живу. В летний день, в затишье сада, Милую зову, Поджидаю в поле стадо…

Вот чем я живу.

Тихо вечер догорает, Горы золотя; Знойный воздух холодает, — Спи, мое дитя.

Соловьи давно запели, Сумрак возвестя; Струны робко зазвенели, — Спи, мое дитя.

Смотрят ангельские очи, Трепетно светя; Так легко дыханье ночи, — Спи, мое дитя.

Урок в 11-м классе о творчестве О. Э. Мандельштама начинаем с разговора о незнакомом стихотворении и просим учеников поделиться впечатлениями об особенностях художественного мира автора.

Я родился на ионийском бреге И эолийским шорохам внимал, Я упражнялся в марафонском беге И под истмийской кровлей отдыхал. Еще в дорийской я мечтал отчизне Сразить лабиринтийского быка, Чтоб на заре какой-то новой жизни Академийского вкусить пайка.

Учащиеся говорят о сложности этого произведения, об изобилии непонятных слов, об интересе поэта к миру античности. Выражения «лабиринтийский бык» и «марафонский» понятны ребятам. Разбираемся в том, что обозначают слова «ионийский», «дорийский», «эолийский» ; «истмийский» . Кроме этого, ученики замечают активную позицию лирического героя , комфортно ощущающего себя в любом времени, в любой эпохе. Правда, настораживает учеников слово «паек», о котором они говорят, что оно «слишком приземленное, обыденное» и «лишнее» среди высокой лексики стихотворения .

Вот тогда и можно сказать ученикам о том, что это стихотворение — пародия на лирику Мандельштама. После этого начинаем серьезный разговор о его творчестве и трагической судьбе.

Людмила ЗОЛОТОРЕВА

В десятом классе мы обращаемся к пародии при изучении поэзии Афанасия Фета. В данном случае использование пародий на конкретное стихотворение помогает нам лучше увидеть особенности исходного текста — стихотворения «Шепот, робкое дыханье…».

После чтения стихотворения говорим учащимся о том, что оно вызвало очень бурную реакцию современников и стало в представлении читателей и критиков самым «фетовским» стихотворением, своего рода «визитной карточкой» поэта. При этом восприятие его было весьма неодинаковым и не всегда одобрительным. Появилось множество пародий. Познакомим учащихся с тремя из них .

Вечер. В комнате уютной Кроткий полусвет. И она, мой гость минутный…

Ласки и привет; Абрис миленькой головки, Страстных взоров блеск, Распускаемой шнуровки Судорожный треск… Сладострастные объятья, Поцелуй немой, — И стоящий над кроватью Месяц золотой…

Звуки музыки и трели, — Трели соловья, И под липами густыми И она, и я. И она, и я, и трели, Небо и луна, Трели, и она, и небо, Небо и она.

Предложим ученикам подумать над вопросами: Что видел в стихотворении Фета каждый из пародистов? Что осуждал? Чего они не заметили, что «передернули», исказили?

Все пародии вызывают живую реакцию и смех учеников. Они кажутся им смешными, узнаваемыми, удачно копирующими характерные черты формы стихотворения Фета, однако несправедливыми по сути.

Гораций и Фет. Карикатура Н. А. Степанова. 1857 г.

Десятиклассники говорят о том, что Н. А. Добролюбов увидел в стихотворении Фета лишь его чувственное содержание и, как они выражаются, «опошлил» его. В самом же Фете, по мнению учеников, нет пошлости, хотя он очевидно эротичен во многих своих стихотворениях. Но эта эротика высокая, чаще всего находящая выражение в слиянии человеческого существования с жизнью природы. Фет создает в своих стихах одновременно чувственную и романтическую атмосферу, в которой земное и небесное едины, а бытовая деталь как таковая если и может присутствовать, то становится «облагороженной» .

Николай Вормс интерпретирует стихотворение Фета как текст, лишенный смысла. Его пародия — образец бессмыслицы. Пародист использует излюбленные Фетом приемы повторов и вариаций, ключевые для поэта слова , которые от повторения в разных сочетаниях и без всякой организующей идеи становятся набором штампов.

Однако перечисление слов в стихотворении Фета отнюдь не бессмысленно. Стихотворение представляет собой одно назывное предложение, но в нем есть движение нарастающего света и нарастающего чувства: от ночи — к утру, от робкого зарождения любви — с порыву страсти. Эти две линии — жизни природы и жизни сердца — сливаются в конце в восклицании: «И заря, заря!»

И, наконец, пародия Минаева явно рождена несогласием пародиста с общественной и эстетической позицией Фета, поэта «чистого искусства», равнодушного к общественным проблемам и как бы не замечающего «некрасивых», несправедливых сторон действительности, которые не проникают в его поэзию. Это и насмешка над Фетом — помещиком, автором очерков, обличавших пореформенные порядки на селе с позиций землевладельца.

После этого рассмотрим внимательнее исходный текст, опираясь на следующие вопросы, если они уже не были разрешены в процессе обсуждения пародий.

— Какое чувство передает читателю это стихотворение?

— В чем необычность его синтаксиса?

— Есть ли в нем действие?

— Некоторые критики говорили, что его можно читать задом наперед, от конца к началу. Так ли это? Есть ли логическая связь между картинами?

— Как переданы изменения в природе и в душе человека? Отношения между влюбленными?

— Какое содержание доносит это стихотворение?

Пародийный текст может использоваться на уроке и как средство контроля, когда учащимся необходимо определить, чей стиль пародируется, и достаточно аргументированно мотивировать свой выбор.

Например, в контрольной работе, подводящей итог изучению трех направлений русского модернизма в одиннадцатом классе, мы использовали стихотворение Владимира Соловьева из его пародий на стихи русских символистов.

Горизонты вертикальные В шоколадных небесах, Как мечты полузеркальные В лавровишневых лесах. Призрак льдины огнедышащей В ярком сумраке погас, И стоит меня не слышащий Гиацинтовый пегас. Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши в вянущих ушах.

Текст сопровождался вопросами: Пародией на стихи какого направления является это стихо­творение? Почему вы так думаете? Какие черты пародируются?

Учащиеся должны были увидеть ключевые для символистов образы «мечты», «небес», «сумрака»; непонятность, бессмысленность текста, рождаемую употреблением неизвестных «непосвященным» и не сочетающихся друг с другом слов , обилием оксюморонов, придающих ему парадоксальность; его недоступность однозначному толкованию, нарочитую затемненность и зашифрованность.

Старшеклассники могут и сами создавать пародии или тексты-стилизации при завершении изучения той или иной темы. Контрольной предшествовал театрализованный урок-диспут, на котором учащиеся, разделенные на три группы, должны были доказать превосходство одного из основных направлений модернизма. В конце урока они получили задание за десять минут сочинить стихотворение о бабочке в духе «своего» направления.

Вот что написали, например, «символисты».

Ты раскрылась безмолвной весной, И, влетая в туннель ночи, Ты увидела пламя свечи. Вдруг загадочной красотой Погасила крылом кумачи, Взглядом крикнула тихо: «Молчи!», Обратившись навеки свечой. Слезы капали воском: «Кричи!»…

За исключением неудачного употребления двух слов, стилистически неуместных в символистском тексте, это стихотворение кажется нам вполне удачной стилизацией.

Таким образом, стилизация и пародия на разных этапах изучения произведения помогают сконцентрировать внимание учащихся на самых существенных характерных его чертах.

Инна ШОЛПО

Людмила Золоторева, Учитель русского языка и литературы лицея ; Инна Шолпо, Кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель литературы, Санкт-Петербург
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Как работать со стихотворной пародией