А. С. Пушкин. «Капитанская дочка», глава «Вожатый». 9-й класс

9 класс.

Цели урока:. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя.

Выделить христианскую основу в отношениях Гринева и Пугачева.

Домашнее задание предыдущего урока. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана.

Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.

Технологии: сотрудничества «педагог — учитель».

Ход

урока

В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринев предстает в I-ой главе как человек чести.

На доске и в тетрадях записываются слова О. Э. Мандельштама «Мера романа — человеческая биография».

Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики выясняют прямые значения слов вожатый — проводник, указчик дороги. Эпиграф

обращен к судьбе молодого человека, которого на жизненном пути ждут испытания.

Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома.

1.Какой момент в жизни героя предстает во второй главе? 2.Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа? 3.Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нем могут быть и непоследовательность действий, и ошибки. 4.Что значит для Петра Гринева вступление в жизнь?

5.Это испытание, столкновение со сложностью бытия. 6.Имеет ли образ бурана в романе символический смысл? Буран — природная стихия, человек над ней не властен; стихия несет человеку смертельную опасность.

Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринева с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринев столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасет его милосердие Пугачева, стихия жизни может быть побеждена добрым отношением людей друг к другу.

Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя?

Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.

— Что привлекло Гринева в вожатом? — А вам симпатичен этот герой? Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех вызывает симпатию.

— Какую роль играет сон? Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее.

Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.

— Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринева и Савельича? Бильярдный Дом Гринева обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом плане — внешняя социальная роль: Гринев — господин, Савельич — слуга. Но это происходит лишь на словах, они связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению.

Раскаяние Гринева есть его настоящий взрослый поступок. Это, на первый взгляд, незначительное событие открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны — это доведенная до предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие — человеческие — отношения, они заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя братьями.

— Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринев? Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринев поступает против правил, закона поведения дворянина в отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть милосердие.

Помня его добро, Пугачев ответит тоже добром.

— Можно ли считать, что Гринев не нарушил законов чести? Да, он поступил как человек чести.

— Как Петр Гринев воспринимает известие о своем назначении в Белогорскую крепость? — Что происходит в его душе? Он огорчен, но чувство долга не дает воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринев принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души.

Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что «держать в ежовых рукавицах» значит ласковое обращение. Но в этом проявляется прямота и бесхитростность Гринева-рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был.

Обобщение.

Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке?

Пугачев станет особенным человеком в жизни Петра Гринева. Это их первая встреча. Во всех четырех встречах героев милосердие является нервом их отношений. «Что, брат, прозяб»? — уже в этом обращении брат — от дворянина к мужику — нет сословной субординации, есть сочувствие и уважение к человеку, благодарность к спасителю.

Братство людей окажется выше жестокости времени. Так бытовые события в жизни героев приобретает символический смысл.

Домашнее задание:

Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстает в них Петр Гринев.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: А. С. Пушкин. «Капитанская дочка», глава «Вожатый». 9-й класс