Судьба русского крестьянства в рассказах В. М. Шукшина

1. Сельские мотивы в жизни и творчестве Шукшина.
2. Самобытные герои шукшинской прозы.
3. Комическое и трагическое в “деревенских” рассказах.
4. Земля – поэтически многозначительный образ творчества Шукшина.
Современная деревенская проза по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Тема нравственности, любви к природе, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни волнуют читателя. Жанр деревенской прозы в современной литературе освещается различными писателями, ведущее место среди которых занимают Виктор Петрович Астафьев (“Царь-рыба”, “Пастух и пастушка”), Валентин Григорьевич Распутин (“Живи и помни”,, “Прощание с Матерой”), Василий Макарович Шукшин (“Сельские жители”, “Любавины”, “Я пришел дать вам волю”) и др.
Творчество Василия Марковича Шукшина занимает особое место в ряду писателей – “деревенщиков”. Трудно найти другого автора, который с таким мастерством использовал бы народную речь, с такой искренностью бы почитал малую родину. Творческие труды Шукшина привлекали и будут привлекать сотни тысяч читателей как среди соотечественников, так и за рубежом. Сам Василий Макарович признавался в том, что его интересовала одна тема: судьбы русского крестьянства. И на этом поприще Шукшин достиг высоких результатов. Ему удалось задеть читателя за живое, пробиться в его душу. Все усилия Шукшина-творца были направлены к тому, чтобы достучаться до чужих сердец: “Искусство – так сказать, чтобы тебя поняли”.
Многое для будущего писателя дала его малая родина – село Сростки Алтайского края. Здесь Шукшин научился ценить землю, труд сельского жителя на этой земле, стал понимать суровую прозу сельской жизни. Здесь он распознавал “острейшие схлесты и конфликты”, от которых зарождались широкие размышления над проблемами современного общества. “Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми”, – писал Шукшин. Личность Шукшина, его жизненный путь, творчество – везде присутствует самобытный характер народа, его нравственное наследие и условия его бытия в эпоху 40 – 70-х годов. Творческий герой Шукшина оказался новым словом в литературе, отчего был незнаком и непонятен читателю. Это не “красивые герои” соцреализма, правильные, трудолюбивые, сильные и смелые. Личности в рассказах Шукшина поражают непосредственностью действия, логической непредсказуемостью поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Вот что говорил по этому поводу сам автор: “Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа”.
Образы, созданные писателем, импульсивны и крайне естественны. Поступки их продиктованы внутренними нравственными понятиями, непринятием унижения человека человеком. Реакция на зависимое положение приобретает самые различные формы, что приводит порою к непредсказуемым результатам. Так, переживания по поводу измены жены приводят Серегу Безменова, к тому, что он отрубил себе два пальца (“Беспалый”). Герой Шукшина не могут терпеть оскорблений, унижений, обиды. Он не будет терпеть, а будет доказывать, объяснять, пробиваться сквозь стену равнодушия. И в результате схватится за молоток или уйдет из больницы, как это сделал Ванька Тепляшин (“Кляуза”). Сам Шукшин может сказать: “Тут надо сразу бить табуреткой по голове – единственный способ сказать хаму, что он сделал нехорошо” (“Боря”). Это чисто “шукшинская” коллизия, когда правда, совесть, честь не могут доказать, что они – это они. А негодяю так просто выйти сухим из воды. Потому конфликты героев Шукшина часто оказываются драматическими для них. Поверхностный взгляд на рассказы Шукшина может привести к мнению, что его произведения – комические, “шутейные”, овеянные “благодушной бесконфликтностью”. На самом же деле сюжетные ситуации рассказов Шукшина имеют глубокий смысл и острые конфликты. В то время, как разворачивается сюжет, перед читателем могут меняться комедийные положения на драматические, а в драматическом обнаруживаться комические нотки. Необычные, исключительные обстоятельства зачастую развиваются до такой степени, что перерастают в катастрофу, которая резко поворачивает привычный ход жизни героев, а порою и ломает ее.
Осмысление русского национального характера, изменения его на протяжений многих веков, а особенно связанные с бурными переменами XX века – яркая особенность творчества Шукшина. Особое место в его произведениях занимает обращение к земле и земледельцу. Земля – это еще один, пожалуй, самый главный герой рассказов Шукшина. Дом родной, пашня, степь, Родина, мать-сыра земля так важны для автора Образ земли-Родины, огромной, широкой пространственно и эмоционально, становится центральным местом всего творчества Шукшина: основных перипетий, художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов. Его мировосприятие, жизненный опыт, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили такую своеобразную прозу.
Стремление Шукшина к “неслыханной простоте”, своеобразной обнаженности является традиционным для русской литературы. Тут собственно уже не искусство, а выход за его пределы, когда расширяется значение художественного слова до неограниченных пределов, когда душа кричит о своей боли. Основная задача искусства – учить добру. Для Шукшина самым дорогим богатством являлась способность чистого человеческого сердца к добру. “Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”, – говорил он. И всем своим творчеством Василий Маркович Шукшин претворял эту идею в жизнь.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...


Зарубежная литература модернизм.
Сейчас вы читаете: Судьба русского крестьянства в рассказах В. М. Шукшина