Вопросы нравственности в произведениях В. Шукшина
Философские вопросы в произведениях Шукшина.
Деревенский житель в городе. Ломка сознания. «Чудики» Шукшина.
Творчество Василия Шукшина известно всем. Перу этого незаурядного человека принадлежит более ста рассказов, два романа, несколько повестей. Шукшин также создал целый ряд пьес и киносценариев. Когда речь заходит о произведениях В. Шукшина, многие в первую очередь вспоминают фильм, где он сам Сыграл главную роль — «Калина красная». Произведения Шукшина могут показаться простыми и понятными. Но на самом деле писатель
Во многих своих произведениях Василий Шукшин говорит о вопросах нравственности. Вторая половина XX века по прошествии многих лет может показаться спокойным периодом, по сравнению с началом века, когда стране пришлось пережить революцию и несколько войн.
Однако стал ли простой человек счастливее? Что теперь составляет его смысл жизни? Какими ценностями он живет? Шукшин пытается ответить на эти вопросы.
Василий Шукшин сам родом из деревни, поэтому » он хорошо понимал простых крестьян, чье сознание во второй
Очень часто Шукшин в своих произведениях изображает людей не от мира сего, забавных чудаков, так непохожих на рациональных и прагматичных людей. Например, в рассказе «Микроскоп» мы видим, как простой малообразованной столяр тратит последние деньги, чтобы купить микроскоп, вещь абсолютно не нужную в хозяйстве, а от того бесполезную для себя. Андрей настолько увлекается рассматриванием в микроскоп различных предметов, что жизнь начинает играть для него новыми красками. Тесные границы привычного мира значительно расширяются, у Андрея появляется смысл жизни. Мы не можем не удивляться и не восхищаться героем этого рассказа. Малограмотный человек неожиданно находит для себя новый смысл жизни. Потому что разве можно считать смыслом унылое и серое существование, изнуряющую работу, общение с истеричной женой?. С точки зрения окружающих, обладающих таким же мировоззрением, как жена Андрея, он выглядит чудаком. А эта характеристика очень сурова. По мнению окружающих, блажь, которой поддался Андрей, достойна осуждения.
Андрею было дано пережить кратковременный период радости, когда он благодаря своему приобретению ощутил себя совершенно иным человеком — умным, достойным, уверенным в себе. И это все благодаря новому увлечению. Однако финал рассказа свидетельствует о том, что чудакам в этом суровом мире жить очень сложно. Жена Андрея узнала, что микроскоп не был выдан в качестве премии, а был куплен на свои деньги. И поэтому отвезла его в комиссионный магазин. В этом произведении мы видим попытку простого деревенского жителя не просто приобщиться к другой жизни, новой и незнакомой, а обрести для себя подлинный смысл жизни, добавив в унылое и серое существование что-то яркое, интересное и достоиное.
Далеко не всегда герои Шукшина находят для себя увлечение, которое способно не просто украсить жизнь, а сделать ее по-настоящему насыщенной. Нередко поиски нового оказываются причиной трагедии. Например, герой рассказа «Материнское сердце», простой деревенский парень Витька Борзенков, из-за своей наивности попадает в беду. В жизни крестьянина все просто и понятно. В городе все иначе, здесь действуют иные законы, которые деревенскому жителю понять не так-то просто. У Витьки есть в деревне невеста, скоро должна состояться свадьба. Все почти так же, как было сто лет назад. Патриархальные деревенские традиции практически не меняются. Поехав в город, Витька хочет хоть немного приобщиться к загадочной и манящей красивой жизни. Ему кажется, что именно такая жизнь намного ярче и интереснее, чем та, к которой он уже привык. Идет ли здесь речь о потере нравственных ценностей, о деградации, которая стала слишком очевидной? Или деревенский житель просто не всегда в состоянии отличить истинное от ложного, плохое от хорошего?
В рассказе «Материнское сердце» внимание привлекает образ Витькиной матери. Простая деревенская женщина живет своими представлениями о жизни. Она не верит, что ее сын, такой добрый и хороший, оказался преступником, который чуть не убил милиционера. Для матери сын всегда самый лучший, и она готова его защищать. Для простой необразованной женщины нет в жизни иного смысла и другой цели, чем стремление всегда помогать своим детям, жить их радостями и бедами. В произведениях Шукшина ясно чувствуется все нарастающий разрыв между старшим и младшим поколением. Если старшее поколение живет, соблюдая патриархальные традиции, то младшее пока не нашло опоры для себя, поэтому не имеет своей позиции, на которую можно опереться. Младшее поколение совсем не обязательно бывает совсем юным. Например, героя рассказа «Калина красная» нельзя назвать совсем уж молодым человеком. Егор Прокудин отказался от традиционных ценностей деревенского жителя, оторвался от своих корней. Неприятие крестьянского труда, деревенской жизни привело его на путь преступлений. Егор связался с уголовным миром, в результате чего вся его жизнь оказалась поломанной.
Шукшин верит, что только тесная связь со своими корнями — необходимое условие сохранения нравственности. Человек не может вдруг изменить свой характер, отказаться от того, что ему дорого и привычно. В произведениях Шукшина далеко не всегда речь идет только о крестьянах. Писатель обращает внимание также и на городских жителей. Но всегда героями произведений становятся простые, искренние, открытые люди. Этих людей можно назвать «маленькими», потому что они не поражают своими великими достижениями, не делают чрезвычайных успехов. Они просто живут своей жизнью, не всегда радостной и особенно интересной. Но эта жизнь реальна, узнаваема и понятна многим из нас. И на фоне простых, будничных ситуаций героям Шукшина приходится отвечать на сложнейшие философские вопросы о смысле жизни, о месте человека в этом мире. А уж то, как ответит тот или иной герой на очередной вопрос, зависит от его характера и уровня нравственного развития.