Женские образы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
В «Евгении Онегине» только два основных женских образа — сестры Татьяна и Ольга Ларины. Где-то на периферии действия появляется их мать, довольно заметную роль играет беседующая с Татьяной старая няня, но все же именно Татьяна и Ольга несут наиболее серьезную нагрузку в развитии интриги. Татьяна вообще, наряду с Евгением, является бесспорной главной героиней романа. С ее образом Пушкин связывает очень важные для себя идеи.
Можно сказать, что Татьяна Ларина и для него, и для многих поколений читателей стала олицетворением идеала русской
И были детские проказы Ей чужды: страшные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей. Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо. Совсем иной мы видим Татьяну в последней главе романа. Теперь она княгиня, солидная светская дама, которой даже при встрече с любимым прежде Онегиным: …Ничто не изменило:
У ней и бровь не шевельнулась; Не сжала даже губ она. Хоть он глядел нельзя прилежней, Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести. Кажется, что простодушная сельская девушка, не зря зачитывавшаяся романами автора теории «естественного человека» Ж.-Ж.
Руссо, превратилась в опытную светскую львицу. Конечно, перед этим была несчастная любовь к Онегину, потрясение от убийства возлюбленным Ленского, поездка в Москву на смотрины, брак с толстым и заслуженным генералом… Но неужели все эти события столь кардинально изменили внутренний мир героини? Куда делась девушка, которая «с ее холодною красою любила русскую зиму», «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны», исповедовалась няне в безответной любви к Онегину, писала Евгению проникновенное письмо, где уверяла: «Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой; я знаю, ты мне послан Богом, до гроба ты хранитель мой…»? Однако стоит прочесть целиком заключительную главу, и мы убедимся, что на самом деле Татьяна осталась прежней.
Продемонстрировав Онегину невозмутимость при нежданной встрече, она обратила на мужа «усталый взгляд» и тотчас «скользнула вон». Ясно, что супруга-генерала Татьяна не любит. И Онегину потом, в разговоре один на один, признается: А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, вид ела я вас, Да за смиренное кладбище, Где нынче крест и тень ветвей Над бедной нянею моей… Я вас люблю , Но я другому отдана; Я буду век ему верна.
В сущности, Татьяна — все та же патриархальная девушка. Она тяготится светскими развлечениями, как когда-то пресытился ими Онегин. Татьяна отвергает предложение Евгения завести столь обычную в свете любовную интрижку.
Для нее супружеский долг, сохранение семейного очага оказываются выше чувства. И это при том, что Татьяна отнюдь не патриархальна в своем внутреннем мире. Ее письмо к Онегину обнаруживает незаурядность, глубину души наряду с первозданной искренностью чувства: Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем , По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать.
Другой!..Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя… Любовь к Евгению Татьяна воспринимает как ниспосланную свыше, как Божье предопределение. И неслучайно в разговоре с Ленским Онегин отмечает ее духовное превосходство над сестрою: «В чертах у Ольги жизни нет…
Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Ленский подчеркивает, что Татьяна «грустна и молчалива, как Светлана», героиня одноименной баллады В. А. Жуковского. Ольга же вполне довольна жизнью и не знает глубоких чувств, настоящей любовной страсти. Она не способна любить как Татьяна и, должно быть, будет вполне счастлива с взявшим ее в жены заезжим уланом. Душевные переживания сестры Ольге неведомы.
И сам ее образ призван прежде всего оттенить душевную красоту и духовное величие Татьяны — пушкинского идеала русской женщины.