Действующие лица
Персонажи «Вишневого сада» существенно отличаются от персонажей классической драмы, обычно подразделяющихся на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Герои Чехова одновременно парадоксальны и непредсказуемы. Писателя интересует не столько характер или поступок, сколько настроение персонажа.
В пьесе отсутствуют главные и второстепенные действующие лица. Епиходов и Гаев, Шарлотта и Раневская одинаково важны и интересны для Чехова. Даже «случайно» появляющийся в финале второго акта Прохожий несет в пьесе
В развитии сюжета пьесы не менее важно значение невидимых, внесценических персонажей, на которых стягиваются не менее важные сюжетные линии комедии: Раневская — «парижский любовник»; Аня — ярославская бабушка — Раневская; Лопахин — Дериганов; Симеонов-Пищик — Дашенька. Обычно чеховские персонажи раскрываются не в действиях, а в монологах, где они рассказывают о себе и перипетиях собственной жизни: «Дуняша. …Я такая деликатная девушка, ужасно люблю нежные слова»; «Любовь Андреевна. …Я всегда сорила деньгами без удержу,
А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться… Так глупо, так стыдно… И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей…
Господи, господи, будь милостив, прости мне грехи мои!»; «Лопахин. …Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья». Нередко в монологах-признаниях героев авторские ремарки указывают на несовпадение внешней формы и подтекста: «Гаев.
Во вторник поеду, еще раз поговорю. Не реви. Твоя Мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет… А ты, как отдохнешь, поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке. Вот так и будем действовать с трех концов — и дело наше в шляпе.
Проценты мы заплатим, я убежден… Честью моей, чем хочешь клянусь, имение не будет продано! Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным бесчестным человеком, если я допущу до аукциона!» Эти индивидуальные признания — одна из множества возможных точек зрения.
В свою очередь высказывания персонажей друг о друге придают пьесе полифоническое звучание. Обычно они строятся на сопряжении двух различных, часто разнополярных, оценок и выражают внутреннюю нестабильность образа: «Гаев. …Тетка очень богата, но нас она не любит. Сестра, во-первых, вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина… Вышла за не дворянина и вела себя нельзя сказать чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна…»; «Трофимов. …Знаешь, мы, пожалуй, не увидимся больше, так вот позволь мне дать тебе на прощанье один совет: не размахивай руками!
Отвыкни от этой привычки — размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так — это тоже значит размахивать… Как-никак, все-таки я тебя люблю.
У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…» Помимо прямых оценок героев Чехов широко использует в пьесе и косвенные. Например, образ Гаева вырисовывается отнюдь не из его пространно-восторженных монологов. Так, весьма образно характеризует его «случайная» реплика Фирса, усиленная авторской ремаркой, указывающей на тональность высказывания: «Фирс . Опять не те брючки надели. И что мне с вами делать!» Автор не ставил перед собой цели задавать изначально каждого персонажа. Однако каждый из героев «Вишневого сада» весьма индивидуален.
В нем одинаково сочетаются как простота, так и сложность. Представление о персонаже складывается из самых разных точек зрения, выраженных в индивидуальных характеристиках персонажей и стилевой разнородности их речи, оценок героев другими действующими лицами и авторских ремарок.